Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В результате своего исследования, мы, выявили, что в процессе формирующего эксперимента в экспериментальной группе, после психотерапевтического воздействия, уровень нарушений у детей снизился по сравнению с контрольной группой.
Можно сделать вывод о гармонизирующем, коррекционном влиянии игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста, на психическое состояние в целом.
Таким образом, предположение, о том, что если в качестве метода коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бамм, Р., Бараш, Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: Просвещение, 2006. - с. 321.
Батарашев, А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2009 - 240 с.
Битянова,М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд - во «Совершенство», 2008. - 352 с..
Гаспаров, Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание №5. 2008.- с. 32.
Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2009. - 225 с.
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 2008.- 320 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2010. - 384 с.
Зимбардо, Ф. Застенчивость: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. - М. Изд. Центр «Академия», 2010.-с. 62.
Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 208 с.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярослааль: Академия развития, 2006. - 208 с.
Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2010. - 224 с.
Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей. - Иркутск, 2009. - 157 с.
Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 2008. - 227 с.
Любина, Г.А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. - 2009, №2.-90 с.
Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. - М.: Юнити-Дана, 2006.- 230 с.
Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 2008.-340с.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2011. - 220 с.
Марилов, В.В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.
Мурашова, Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. - М.: Дрофа, 2009. - 416 с.
Мурашова, Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы» // Обруч. 2012. №6. С. 13 -15.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1 - Эмоции
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо»
Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, психолог дает инструкцию следующего содержания:
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и па пой».
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо».
Имя ребенка: Возраст ребенка: Дата проведения обследования:Данные обследованияНомер и содержание рисункаВысказывание ребенкаВыбор лицавесёлоепечальное
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности»
Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (если вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).
Признаки тревожности
Ребенок:
Не может долго работать, не уставая.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет, когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15 - 20 баллов.
Средняя тревожность - 7 - 14 баллов.
Низкая тревожность - 1 - 6 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Программа коррекции эмоциональных нарушений методом директивной игротерапии «От сердца к сердцу»
Цель программы - снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Тематический план программы «От сердца к сердцу».
(продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.)
Первый цикл
Занятие 1:
Игра «Потерялся!».
Игра «Подарок под елкой».
Игра «Дудочка».
Занятие 2:
Игра «Корабль и ветер».
Игра «Фу, убирай!».
Игра «Сосулька».
Занятие 3:
Игра «Винт».
Игра «Зайки и слоники».
Второй цикл
Занятие 4:
Игра «Гусеница».
Игра «Шалтай-болтай».
Игра «Штанга» (1).
Занятие 5:
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Игра « Воздушный шарик».
Занятие 6:
Игра «Клеевой дождик».
Игра «Разрывание бумаги».
Игра «Сосулька» (повтор).
Третий цикл
Занятие 7:
Игра «Нарисуй свой страх».
Игра «Штанга» (2).
Занятие 8:
Игра «Злая фея».
Игра «Шалтай-болтай» (повтор).
Занятие 9:
Игра «Красивое имя».
Игра «Испуганный ежик».
Занятие 10:
Игра «Волшебный стул».
Игра «Насос и мяч».
Первый цикл
Занятие 1:
Игра «Потерялся!»
Цель: первичный психологический контакт, представление имени в игровой форме, снятие напряжения.
Содержание: Мы все гуляем по лесу, вдруг видим - одного из нас нет (этому ребенку завязываются глаза). Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Ваня!». Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются (выбирается следующий ребенок и тд.).
Игра «Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Содержание: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.
После выполнения упражнения можно обсудить, кто, о чем мечтает.
Игра «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
Занятие 2:
Игра «Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад.
Содержание: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки.… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!
Упражнение можно повторить три раза.
Игра «Фу, убирай!»
Цель: активизация энергетического потенциала, снятие двигательного напряжения.
Содержание: Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок - это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой - получается дом. Затем психолог говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет «Фу, убирай!». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.
Игра «Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь весит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось!
Занятие 3:
Игра «Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Содержание: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!
Эта игра может сопровождаться музыкой.
Игра «Зайки и слоники»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.
Содержание: Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники».
Сначала мы с вами будем зайками - трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются и прячутся. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.