Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

как средство коррекции...docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

В результате своего исследования, мы, выявили, что в процессе формирующего эксперимента в экспериментальной группе, после психотерапевтического воздействия, уровень нарушений у детей снизился по сравнению с контрольной группой.

 

Можно сделать вывод о гармонизирующем, коррекционном влиянии игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста, на психическое состояние в целом.

 

Таким образом, предположение, о том, что если в качестве метода коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Бамм, Р., Бараш, Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: Просвещение, 2006. - с. 321.

 

Батарашев, А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2009 - 240 с.

 

Битянова,М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд - во «Совершенство», 2008. - 352 с..

 

Гаспаров, Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание №5. 2008.- с. 32.

 

Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2009. - 225 с.

 

Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 2008.- 320 с.

 

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2010. - 384 с.

 

Зимбардо, Ф. Застенчивость: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.

 

Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. - М. Изд. Центр «Академия», 2010.-с. 62.

 

Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 208 с.

 

Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярослааль: Академия развития, 2006. - 208 с.

 

Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2010. - 224 с.

 

Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей. - Иркутск, 2009. - 157 с.

 

Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 2008. - 227 с.

 

Любина, Г.А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. - 2009, №2.-90 с.

 

Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. - М.: Юнити-Дана, 2006.- 230 с.

 

Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 2008.-340с.

 

Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2011. - 220 с.

 

Марилов, В.В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.

 

Мурашова, Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. - М.: Дрофа, 2009. - 416 с.

 

Мурашова, Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы» // Обруч. 2012. №6. С. 13 -15.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

Рисунок 1 - Эмоции

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо»

 

Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

 

Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.

 

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).

 

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).

 

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

 

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

 

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).

 

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

 

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

 

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

 

Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

 

Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

 

Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).

 

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

 

Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

 

Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

 

Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, психолог дает инструкцию следующего содержания:

 

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

 

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

 

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».

 

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

 

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

 

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

 

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

 

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».

 

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

 

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

 

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

 

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и па пой».

 

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

 

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

 

Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо».

 

 

Имя ребенка: Возраст ребенка: Дата проведения обследования:Данные обследованияНомер и содержание рисункаВысказывание ребенкаВыбор лицавесёлоепечальное

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности»

 

Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (если вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).

 

Признаки тревожности

 

Ребенок:

 

Не может долго работать, не уставая.

 

Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

 

Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

 

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

 

Смущается чаще других.

 

Часто говорит о напряженных ситуациях.

 

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

 

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

 

Руки у него обычно холодные и влажные.

 

У него нередко бывает расстройство стула.

 

Сильно потеет, когда волнуется.

 

Не обладает хорошим аппетитом.

 

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

 

Пуглив, многое вызывает у него страх.

 

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

 

Часто не может сдержать слезы.

 

Плохо переносит ожидание.

 

Не любит браться за новое дело.

 

Не уверен в себе, в своих силах.

 

Боится сталкиваться с трудностями.

 

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

 

Высокая тревожность - 15 - 20 баллов.

 

Средняя тревожность - 7 - 14 баллов.

 

Низкая тревожность - 1 - 6 баллов.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Программа коррекции эмоциональных нарушений методом директивной игротерапии «От сердца к сердцу»

 

Цель программы - снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

 

Тематический план программы «От сердца к сердцу».

 

(продолжительность занятий  не должна превышать 30 мин.)

 

 

Первый цикл

 

Занятие 1:

 

Игра «Потерялся!».

 

Игра «Подарок под елкой».

 

Игра «Дудочка».

 

Занятие 2:

 

Игра «Корабль и ветер».

 

Игра «Фу, убирай!».

 

Игра «Сосулька».

 

Занятие 3:

 

Игра «Винт».

 

Игра «Зайки и слоники».

 

 

Второй цикл

 

Занятие 4:

 

Игра «Гусеница».

 

Игра «Шалтай-болтай».

 

Игра «Штанга» (1).

 

Занятие 5:

 

Игра «Дракон кусает свой хвост».

 

Игра « Воздушный шарик».

 

Занятие 6:

 

Игра «Клеевой дождик».

 

Игра «Разрывание бумаги».

 

Игра «Сосулька» (повтор).

 

Третий цикл

 

Занятие 7:

 

Игра «Нарисуй свой страх».

 

Игра «Штанга» (2).

 

Занятие 8:

 

Игра «Злая фея».

 

Игра «Шалтай-болтай» (повтор).

 

Занятие 9:

 

Игра «Красивое имя».

 

Игра «Испуганный ежик».

 

Занятие 10:

 

Игра «Волшебный стул».

 

Игра «Насос и мяч».

 

Первый цикл

 

 

Занятие 1:

 

Игра «Потерялся!»

 

Цель: первичный психологический контакт, представление имени в игровой форме, снятие напряжения.

 

Содержание: Мы все гуляем по лесу, вдруг видим - одного из нас нет (этому ребенку завязываются глаза). Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Ваня!». Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются (выбирается следующий ребенок и тд.).

 

Игра «Подарок под елкой»

 

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

 

Содержание: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.

 

После выполнения упражнения можно обсудить, кто, о чем мечтает.

 

Игра «Дудочка»

 

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

 

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!

 

Занятие 2:

 

Игра «Корабль и ветер»

 

Цель: настроить группу на рабочий лад.

 

Содержание: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки.… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

 

Упражнение можно повторить три раза.

 

Игра «Фу, убирай!»

 

Цель: активизация энергетического потенциала, снятие двигательного напряжения.

 

Содержание: Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок - это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой - получается дом. Затем психолог говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет «Фу, убирай!». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

 

Игра «Сосулька»

 

Цель: расслабить мышцы рук.

 

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

 

У нас под крышей

 

Белый гвоздь весит,

 

Солнце взойдет,

 

Гвоздь упадет.

 

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось!

 

Занятие 3:

 

Игра «Винт»

 

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

 

Содержание: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!

 

Эта игра может сопровождаться музыкой.

 

Игра «Зайки и слоники»

 

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.

 

Содержание: Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники».

 

Сначала мы с вами будем зайками - трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются и прячутся. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.

Информация о работе Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников