Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

как средство коррекции...docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждаются, кем им больше понравилось быть и почему.

 

Второй цикл

 

Занятие 4:

 

Игра «Гусеница».

 

Цель: формирование чувства доверия.

 

Содержание: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

 

Игра «Шалтай-болтай»

 

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

 

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

 

Шалтай-болтай

 

Сидел на стене.

 

Шалтай-болтай

 

Свалился во сне.

 

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

 

Игра «Штанга» (1).

 

Цель: расслабить мышцы спины.

 

Содержание: Сейчас мы с вами будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

 

Занятие 5:

 

Игра «Дракон кусает свой хвост»

 

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

 

Содержание: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается.

 

Замечания: 1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

 

Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

 

Игра «Воздушный шарик»

 

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

 

Содержание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

 

Занятие 6:

 

Игра «Клеевой дождик»

 

Цель: формирование чувства доверия.

 

Содержание: Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться (при условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру.Например, подняться и сойти со стульчика, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и тд.).

 

Игра «Разрывание бумаги»

 

Цель: снижение напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции.

 

Содержание: Психолог предлагает детям рвать бумагу. Затем он сам начинает рвать бумагу и бросать в центр комнаты. И просит детей делать тоже самое. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает детям поиграть с кусочками бумаги (можно делать кучки, подбрасывать бумагу вверх, обсыпать друг друга).

 

Игра «Сосулька» (повтор игры)

 

Цель: расслабить мышцы рук.

 

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

 

У нас под крышей

 

Белый гвоздь весит,

 

Солнце взойдет,

 

Гвоздь упадет.

 

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось!

 

Третий цикл

 

Занятие 7:

 

Игра «Нарисуй свой страх»

 

Цель: снятие страхов, тревоги.

 

Содержание: Дети рассаживаются за столами. Психолог предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. А затем детям предлагается скомкать бумагу и выбросить в мусорное ведро и расстаться со своим страхом.

 

Игра «Штанга» (2).

 

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

 

Содержание: Давайте возьмем штангу, и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы.

 

Упражнение можно выполнять несколько раз.

 

Занятие 8:

 

Игра «Злая фея»

 

Цель: помочь детям преодолеть зажатость, дать возможность проявить свою индивидуальность.

 

Содержание: Детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.

 

«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (психолог показывает, как братья веселились, играли, и просит детей повторить).

 

Как вдруг в их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит детей повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит детей повторить).

 

Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (психолог изображает злую собаку, просит ребенка повторить). Минь очень испугался (психолог показывает, как испугался Минь; просит детей повторить), но тут опять появился Добрый волшебник…»

 

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

 

Что произошло дальше?

 

Что сделал Бом?

 

Что сделал Минь?

 

Игра «Шалтай-болтай» (повтор игры)

 

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

 

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

 

Шалтай-болтай

 

Сидел на стене.

 

Шалтай-болтай

 

Свалился во сне.

 

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

 

Занятие 9:

 

Игра «Красивое имя»

 

Цель: повысить уровень самопринятия.

 

Содержание: Психолог ярким фломастером на отдельных листах пишет имена детей. При этом каждый ребенок обязательно четко читает и обводит написанное имя пальцем. Затем детям предлагается рисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось ярко и красиво.

 

Игра «Испуганный ежик»

 

Цель: формирование чувства доверия.

 

Содержание: Психолог делит детей на пары. Затем говорит, что один из детей будет ежиком, которого напугала собака, другой будет его успокаивать. После того, как ежики раскроются, дети меняются ролями.

 

Занятие 10:

 

Игра «Волшебный стул».

 

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

 

Содержание: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул». Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно по очереди сказать что-то хорошее о короле.

 

Игра «Насос и мяч»

 

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

 

Содержание: Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.


Информация о работе Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников