Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:09, доклад

Краткое описание

риоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника

 

 

 

 «Истоки творческих  способностей и дарования детей  – на кончиках их пальцев. 

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем  умнее ребенок».

/В.А.Сухомлинский/

 

 Приоритетной задачей  современной концепции дошкольного  воспитания является максимальное  содействие воспитанию творческой  личности в условиях субъективно-личностного  взаимодействия педагога с ребенком.

 

 В становлении способности  к творчеству ребенка особая  роль отводится искусству, художественным  видам деятельности, которые занимают  важное место в процессе дошкольного  воспитания.

 

 В данном изложении  представлен опыт работы с  детьми старшего дошкольного  возраста c нарушениями речи и  коррекции их речевых нарушений  на занятиях изобразительной  деятельностью. Представленные рекомендации  направлены на развитие детей,  имеющих недоразвитие речи.

 

 Занятия по рисованию,  лепке, аппликации в массовом  детском саду объединяются под  названием «Изобразительная деятельность»  или продуктивная деятельность, так как результатом их является  создание ребенком определенного  продукта: рисунка, аппликации, лепки.  Значение изобразительной деятельности  для всестороннего развития и  воспитания дошкольника с общим  недоразвитием речи велико и  многогранно. Выступая как специфическое  образное средство познания действительности, она имеет огромное значение  для умственного воспитания ребенка,  что в свою очередь, теснейшим  образом связано с развитием  речи.

 

 Первым шагом в развитии  понимания речи на занятиях  изобразительной деятельностью  является усвоение номинативной (назывательной) функции слова:  все, что находится вокруг ребенка,  все, что он делает и как  делает, получает название. Для того  чтобы слово-название перешло  в слово-понятие, необходимо освоить  многочисленные условные связи,  в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все  виды изобразительной деятельности.

 

 Изобразительная деятельность  имеет большое познавательное, воспитательное  и коррекционное значение благодаря  многообразию наглядности. И как  уже отмечалось ранее, речевой  материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

 

 Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной  деятельности опирается одновременно  на несколько анализаторов (тактильное  восприятие, зрение, слух), что также  оказывает положительное влияние  на развитие речи.

 

 Также в процессе  продуктивной деятельности предусмотрены  условия для осуществления тесной  связи слова с действием. И  происходит это естественно, поскольку  все действия здесь ребенок  выполняет самостоятельно. Именно  на этих занятиях дети хорошо  усваивают последовательность действий  и причинно-следственные связи  различных действий и явлений.  Следует особо отметить, что действия  детей, сопровождаемые речью,  в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми  и ритмичными. Ускоряется и процесс  усвоения навыков изображения. 

 

 Мотивация должна подбираться  педагогом таким образом, чтобы  ввести ребенка в ситуацию, способствующую  эмоционально воспринимать созданный  «продукт». Рационально использование  образных сравнений, стихотворных  текстов, загадок, которые помогают  создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей  образного восприятия и обогащению  речи выразительными средствами.

 

 Таким образом, определенные  положительные стороны продуктивной  деятельности оказывают большое  влияние на формирование различных  сторон речи при ее аномальном  развитии.

 

 Поскольку дети с  недоразвитием речи имеют и  нарушения мелкой моторики, то  освоение приемов изобразительной  деятельности приходится и на  детей старшего дошкольного возраста. Различаются такие дети по  включению в деятельность: когда  одни спешат, а другим требуется  дополнительное побуждение к  деятельности и по темпу деятельности: когда одни работают быстро, другие  – медленно. Следовательно, индивидуальный  подход в работе с дошкольниками  осуществляется с учетом обозначенных  особенностей и предусматривает  также особую форму общения  с детьми, учитывая их речевые  возможности, их общительность  и уровень их изобразительных  навыков.

 

 В настоящее время  используются разнообразные формы  организации детей. И выбор  той или иной формы определяется  задачами, которые следует решать  с учетом, конечно же, индивидуальных  особенностей детей. Так, занятия  по изобразительной деятельности  целесообразно проводить подгруппами,  где каждый ребенок имеет большую  возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают  и индивидуальные занятия. 

 

 На таких занятиях  существует возможность решения  конкретных задач, а также активизация  речи детей замкнутых, стеснительных.

 

 Прежде всего, речь  взрослого следует рассматривать  как образец для подражания, т.е.  она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений  и содержать паузы для осмысления  прослушанного. Целесообразно использование  одних и тех же слов в  различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только  задачи развития речи, но и  задачи обучения изобразительной  деятельности, и коррекционно-воспитательные  задачи.

 

 Большое значение в  обучении продуктивной деятельности  придается обследованию предлагаемых  объектов, которое предполагает  участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию  правильного восприятия и отображения,  реально существующих объектов  в различных вариантах (плоскостном,  объемном).

 

 Специфическое построение  обследования объекта, подкрепленное  словом, следует включать в различные  виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования  предмета состоит в том, что  зрительное и тактильное восприятие  объекта должно целенаправленно  и максимально комментироваться  речью взрослого. 

 

 Формирование способности  сравнивать на занятиях изобразительной  деятельностью, помогает детям  осознать действия с различными  предметами, обратить внимание на  различные признаки предметов,  выполнять различные действия, строить  противопоставлен- ную речь.

 

 

 Важно помнить, что  содержание вопросов должно иметь  наглядную опору и соответствовать  сопутствующей деятельности. Вопросы  по существу данной деятельности  способствуют решению изобразительных  задач.

 

 В коррекционных целях  следует использовать выполнение  работы небольшими частями. Такое  деление способствует переключению  видов деятельности, повышая их  работоспособность, отсрочивая утомление,  помогая вовремя включиться в  деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать  чередование объяснения с выполнением  работы. Специфика построения такого  занятия определяется особенностями  детей с общим недоразвитием  речи – их быстрой утомляемостью,  отвлекаемостью. Чередование объяснения  с выполнением работы решает  еще и коррекционно-воспитательные  задачи: воспитание выдержки, включение  в деятельность, ее темп.

 

 Подводя итог занятия,  оцениваем результаты детской  деятельности. Оценку должен получить  каждый ребенок с учетом правильности  выполнения задания.

 

 Развитие речи детей  на материале изобразительной  деятельности в сопровождении  литературных и музыкальных произведений  повышает эмоциональность восприятия  и способствует более глубокому  проникновению в художественный  образ. В изобразительной деятельности  сталкиваются с образной эстетической  характеристикой предмета или  явления, воспринимают художественный  образ живописного произведения  и соотносят это восприятие  с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин  эмоционально воспринимаются детьми  и дают содержание для их  речи. Дети учатся видеть в  картине главное, точно и живо  описывать изображенное, излагать  свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины,  придумывать сопутствующие события  к представленному сюжету.

 

 Искусство расширяет  эмоциональный опыт человека, отражая,  знакомые и близкие ему чувства,  а также открывая чувства новые.

 

 Искусство воздействует  на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому  необходимо максимально использовать  возможности детей дошкольного  возраста для их общения с  прекрасным.

 

Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что все части  занятия изобразительной деятельностью  можно успешно использовать в  коррекционных или коррекционно-воспитательных целях.

 

«… От красивых образов  мы перейде к красивым мыслям, от красивых мыслей

- к красивой жизни и  от красивой жизни – к абсолютной  Красоте».

ПЛАТОН 

 

Рисованием как художественной деятельностью при взаимодействии со взрослым дети овладевают рано. Учитывая преобразующий характер рисования, важно обеспечить творческую направленность деятельности. Важной на данном этапе  становится задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего  творческую направленность в рисовании.

 

 Творчество активизирует  процесс обучения: развивающиеся  в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность  побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них  способность к самообучению и  саморазвитию.

 

 В изобразительной  деятельности старших дошкольников  замыслы становятся более устойчивыми,  расширяются возможности использования  материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное  отношение к различным видам  изобразительной деятельности, они  получают возможность для полного  и разностороннего отражения  явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение  к ним. 

 

 Воспитатель знакомит  детей с особенностями работы  художника, который, прежде чем  изобразить объект, внимательно  его изучает. Педагог активизирует  процесс восприятия-созерцания, сопоставляя  и сравнивая образы изображенные  с образами реальными. Известно, что в дошкольном возрасте  внимание ребенка неустойчиво,  он не может длительное время  наблюдать за объектами. Поэтому,  подобранный зрительный ряд должен  направлять внимание детей на  восприятие обычных, непривычных  и малозаметных явлений и объектов. Очень важна установка на заинтересованное  рассматривание объекта. Восприятие  будет более глубоким, если органично  сольется с игровыми действиями  дошкольников.

 

 Впечатления, полученные  в результате организованного  процесса восприятия, позволяют  создать на занятиях условия,  благоприятные для продуктивного  творчества. Дошкольникам не дается  готовых рецептов, а создаются  предпосылки для самостоятельного  поиска и решения поставленных  задач. Педагог лишь помогает  детям ориентироваться в этом  поиске, создавая условия для  зарождения замысла.

 

 Одним из главных  методических приемов обучения  является вариативный показ способов  и последовательности изображения.  Основное внимание уделяется  показу жестом. Графический показ  используется при подаче новых  изобразительных конструкций. Обязателен  такой показ и при освоении  новых технических приемов рисования.  На всех занятиях, где используется  графический показ, центральной  задачей является создание выразительности  образа. Целесообразно сочетание  частичного показа с последующим  восприятием. Показ жестом по  предмету, рисунку интересен и  значим для закрепления навыков  изображения.

 

 При подборе приемов  обучения следует основное место  отводить наглядности: реальному  предмету, различным видам искусств  – игрушке, иллюстрациям, репродукциям  картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.)

 

 Особой заботой для  воспитателя являются дети, имеющие  слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что  при ослаблении в формировании  названных процессов, происходят  изменения в развитии координации  движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений  и их обратимость зависят от  того, когда будет начата коррекционная  работа. Формирование навыков осязания  и мелкой моторики происходит  в различных видах предметно-практической  деятельности. Наша система направлена  на формирование у детей автоматизированных  навыков в различных видах  изобразительной деятельности. Мышечные  возможности руки требуют тренировки  и коррекции. В свою очередь,  овладение движениями рук и  пальцев имеет немаловажное значение  для развития речи ребенка.  Особая роль в развитии мелкой  моторики отводится пальчиковым  играм. Они позволяют корректировать  движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Информация о работе Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника