Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант диплома.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Экстраверсия - противоположное интроверсии свойство, связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, отражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интро-вертированность, избыточная экстраверсия проявляется неразборчивой и поверхностной общительностью, что приводит к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля.

Лабильность - индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит  повышенная лабильность нервных процессов, проявляющаяся изменчивостью эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сенситивных и тревожных личностей. Личности данного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают сильное воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором свойства слабости и силы сочетаются.

Ригидность также представляет собой смешанный тип реагирования на рубеже, который лежит между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности - с другой. В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов: индивида сперва трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем уже его не остановить, не укротить. Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сенситивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша все на своем пути.

Умеренно выраженные и взаимно уравновешенные, все  типологические свойства присутствуют в сложном конструкте индивидуально-личностной структуры. Дисбаланс в ту или иную сторону (в зависимости от степени выраженности преобладающей тенденции) проявляется соответствующей акцентуацией характера или дезадаптацией по соответствующему типу реагирования. Избыточно выраженные полярные свойства выявляют внутреннюю напряженность и могут дать толчок для психосоматических расстройств.

Таким образом, на успешность социально-психологической адаптации  существенное влияние оказывают  такие индивидуально-типологические особенности личности, как: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

 

 

Вывод по главе 1:

 

 

Анализ психологической  литературы показал, что социально  – психологическая адаптация определяется как процесс вхождения личности в определенную группу общества, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между его членами. Однако адаптация личности особенно выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации.

В связи с этим социально-психологическая  адаптация включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку учащихся к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе

Успешность социально-психологической  адаптации учащихся определяется ведущими индивидуально-типологическими особенностями личности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции представляют собой судьбореализующую основу при выборе индивидом пути самореализации и предпочитаемых ценностей. Каждая тенденция включает в себя тот индивидуальный стиль, который проявляется в основных подструктурах личности: эмоциональные особенности, мотивационная сфера, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

 В зависимости от  того, одна или несколько тенденций  в структуре личности являются  наиболее выраженными (ведущими), учащиеся  адаптируются или дезадаптируются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ  И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Основная цель нашего исследования заключается в изучении характера взаимосвязи индивидуально  – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и  социально –  психологической адаптации.

Наше исследование включало несколько этапов:

1. Изучение индивидуально-типологических  особенностей учащихся профтехучилищ.

2. Изучение социально-психологической  адаптации учащихся

3.Изучение взаимосвязи  индивидуально-типологических особенностей  учащихся профтехучилищ и социально-психологической  адаптации

Исследование проводилось  в профессионально-техническом училище  №50 с. Кичкасс Переволоцкого района Оренбургской области. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 41 подросток 16-18 лет, Это учащиеся профтехучилища, среди которых 18 юношей и 23 девушки. Все они живут в разных районах и общаются между собой в условиях проживания в общежитии.

На первом этапе, для  изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (Приложение I) мы использовали индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик. (Приложение V) Испытуемым было предложено 91 утверждение. Прочитав, очередное утверждение опросника респондент должен был зачеркнуть в бланке опросника ответ «да», если он согласен с данным утверждением или «нет», если несогласен.

Целью данного опросника  является исследование индивидуально-типологических свойств. Интерпретация находится  в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам:

Ложь – неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете;

Аггравация – стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;

Экстраверсия – открытость, стремление к расширению контактов, общительность;

Спонтанность – непродуманность  в высказываниях, поступках;

Агрессивность – активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;

Ригидность - инертность установок, повышенное стремление к  отстаиванию своих взглядов и  принципов, критичность в отношении  иных мнений;

Интроверсия -  тенденция  к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей, сдержанность, замкнутость;

Сензитивность – впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;

Тревожность – эмоциональность, восприимчивость, незащищенность;

Лабильность – выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности;

0-1 балл – гипоэмотивность,  плохое самопонимание или неоткровенность  при обследовании;

3–4 балла (норма)  – гармоничная личность;

5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;

8–9 баллов (избыточная  выраженность) – состояние эмоциональной  напряженности, затрудненная адаптация. 

Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические  аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

На втором этапе, для  изучения социально-психологической адаптации учащихся (Приложение II) была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (Приложение VI) Целью данного опросника является изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Испытуемым было предложено 101 высказывание. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примерял его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивал (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему.

Методика представляет собой набор  из 101 лаконичной характеристики, по которым  испытуемый оценивает себя – своё актуальное «Я». Данный опросник снабжен шкалой лжи, которая позволяет судить о неискренности ответов. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примеряет его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивает (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. В результате подсчитываются ответы испытуемых по пятнадцати шкалам (получаются «сырые» баллы), и на основе сырых баллов по формулам высчитываются интегральные показатели уровня адаптации.

В результате использования методики получены:

- показатели социально - психологической  адаптации: самопринятие, принятие  другого человека, интернальность, эмоциональный комфорт, стремление  к доминированию;

- показатели дезадаптации: самоотвержение, конфликтность с другими людьми, эмоциональный дискомфорт, экстернальность, зависимость, уход от проблем.

Данная методика позволяет выявить  следующие показатели успешной социально-психологической  адаптации:

1. Общий уровень адаптации или  дезадаптации – характеризует,  насколько человек адаптирован к среде на данный момент в целом, не выделяя отдельные параметры. Высокие и средние значения здесь свидетельствуют об адаптации, а низкие – о дезадаптации.

2. Принятие себя – этот показатель  позволяет выявить, насколько  человек принимает себя таким, какой он есть, а так же адекватность восприятия человеком самого себя. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень самопринятия у человека ниже среднего, то он, скорее всего, испытывает значительные внутриличностные конфликты, не принимает себя; возможно, такой человек нуждается в квалифицированной помощи. Слишком высокие значения свидетельствуют о завышенном самомнении, чувстве превосходства по отношению к окружающим.

3. Принятие других – этот  показатель позволяет выявить, насколько человек принимает окружающих его людей такими, какие они есть, а так же адекватность восприятия человеком окружающих людей и тех социальных групп, членом которых он является. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень принятия других у человека ниже среднего, то это свидетельствует о социальной дезадаптации человека, некомфортности его пребывания в данных социальных группах. Сильно заниженные показатели могут свидетельствовать о высокомерном отношении человека к окружающим, чувстве собственного превосходства. Слишком высокие значения свидетельствуют о конформности поведения человека, его безоговорочном принятии норм и ценностей группы. Такой человек, как правило, не способен на значительные самостоятельные поступки.

4. Эмоциональная комфортность –  показатель, определяющий насколько  человек доволен или недоволен  ситуацией в целом, а так  же своей деятельностью и своим  социальным окружением. Для данного  показателя нормальными считаются  средние значения и выше среднего. Значения ниже среднего уровня свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте, что в свою очередь приводит к повышению тревожности и неуверенности в себе. Эмоциональный дискомфорт может приводить к дезадаптации, с одной стороны, и является ее симптомом – с другой.

5. Интернальность – одна из  сторон локуса контроля человека, свидетельствует о склонности  субъекта принимать ответственность  за свою жизнь и поступки, а  так же за свои успехи и  неудачи на себя; такой человек,  как правило, выбирает активный тип адаптации. Противоположностью интернальности является экстернальность – склонность человека приписывать ответственность за все происходящее с ним окружающим людям, погодным условиям, политике государства и т.д. Такой человек чаще всего выбирает смешанный тип адаптации. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о выраженной интернальности; средние – о смешанном локусе контроля; низкие – о выраженной экстернальности.

Информация о работе Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации