Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.
Задачи курсовой работы:
- Представить изучение личности в зарубежной и отечественной психологии;
- Охарактеризовать народное художественное творчество как средство воспитания личности;
- Раскрыть принцип индивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии……4
1.1. Общее представление о развитии личности………………..…4
1.2. Проблемы индивидуально-психологических особенностей личности………………………………………………………………………….13
Глава 2. Народное художественное творчество как средство воспитания личности…………………………………………………………………………15
2.1. Сущность народного художественного творчества…………………..….15
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности и тенденции современного развития НХТ…………….…..26
Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ…………………………….….33
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..33
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы………………………………………….43
Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии.
Содержание
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии……4
Глава 2. Народное
художественное творчество как средство
воспитания личности…………………………………………………………
2.1. Сущность
народного художественного
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности
и тенденции современного
Глава 3. Художественно-творческая
деятельность как основа педагогического
процесса в коллективах НХТ…………………………….…
3.1. Роль педагогического
процесса в обучении и
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….43
Введение
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в следующем: в настоящее время многие художественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, а педагоги организовать правильно и полноценно воспитательно-образовательный процесс в коллективе; в следствии чего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций.
Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом.
Цель
курсовой работы – выявить роль
индивидуального подхода к
Задачи курсовой работы:
Предметом исследования является индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ.
В написании курсовой работы использована следующая литература: Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004; Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984; Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество и др.
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1.
Общее представление о
Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.
Личность – это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность
– это личность в ее своеобразии.
Она проявляется в
Индивид – конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.
Проблема изучения
личности была поставлена Л.С. Выготским
в рамках культурно-исторической концепции,
согласно которой развитие психики
человека обусловлено социально-
1. О целостном
подходе к изучению личности.
Это значит, что в процессе
развития психики человека
2. О развитии
высших психических функций.
Два важных понятия
«социальная система развития» (ССР)
и «психического
Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:
- при изучении
теоретического мышления, при решении
разного рода мыслительных
- при изучении
процессов коммуникации и
- при изучении
самосознания, связанного с проблемой
формирования, воспитания подрастающего
поколения (устанавливают
Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.
Он подчинил единство
двух факторов развития: элементарные
психологические функции больше
обусловлены наследственно, а высшие
– продукт исторического
На основе его научных трудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из них деятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:
Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функция является результатом перехода первоначальных практических «высших» человеческих форм деятельности.
Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, как деятельность, специально организованная и управляемая.
Изучение мотивов становления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Она обобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека), она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, как обращение его субъектом собственной деятельности.
Личность (по Бажович) – высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека. [11]
Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.
Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. его психоаналитическая теория.
Теория Фрейда:
Личность включает в себя структуру компонентов: ИД, ЭГО, СУПЕР ЭГО.
ИД – от латинского слова «оно». По Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:
Принцип реальности. Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.
Направленность
личности – это система побуждений,
определенно избирательных
Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.
Мотив – осознанное
побуждение к деятельности или поведению.
В одних случаях человек
От мотивов, как
осознанных побуждений следует отличать
влечения (это неосознанные внутренние
пробуждения или внешние
Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека к активности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитие определяется характером социального производства и общественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным определяет как форму. Так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека. в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства или иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой доминируют в данное время может подавлять все основные и может определять основное направление деятельности.
Информация о работе Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии