Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.
Задачи курсовой работы:
- Представить изучение личности в зарубежной и отечественной психологии;
- Охарактеризовать народное художественное творчество как средство воспитания личности;
- Раскрыть принцип индивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии……4
1.1. Общее представление о развитии личности………………..…4
1.2. Проблемы индивидуально-психологических особенностей личности………………………………………………………………………….13
Глава 2. Народное художественное творчество как средство воспитания личности…………………………………………………………………………15
2.1. Сущность народного художественного творчества…………………..….15
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности и тенденции современного развития НХТ…………….…..26
Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ…………………………….….33
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..33
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы………………………………………….43
Эстетическая
игра, развлечение незаметно
Советскими
психологами, в первую очередь Л.
Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым,
Л. Якобсоном, достаточно всесторонне
и глубоко проанализировано и
экспериментально подтверждено влияние
искусства на развитие личности: умственное,
нравственное, эстетическое; вскрыты
природа художественных способностей
и предрасположенность человека
к искусству как форме
Основной
приметой взаимодействия искусства
с человеком является глубокая эмоциональная,
чувственная основа этого процесса.
Однако эмоциональная интенсивность
различных видов деятельности неодинакова.
В научном познании эмоции носят
подчиненный, фоновый характер. Здесь
на первом плане мышление, сознание.
В искусстве, художественной практике
доминирующее значение имеют эмоции,
эмоционально-чувственный опыт. На
их основании возникает и
Эмоциональное
мышление, или мышление эмоциями, возникшее
как результат соприкосновения
с искусством, имеет непосредственный
выход на действия человека, их смысловое
и эмоциональное наполнение. Эмоции,
чувства, как известно, не являются
конечным продуктом психической
деятельности. Они предстают как
вполне конкретный результат (при определенной
условности термина) влияния искусства,
проявляющийся в форме
Данная
особенность эмоционально-
Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из его функций. [7]
3.2.
Принцип индивидуального
Принцип
индивидуального подхода — один
из важнейших принципов
Индивидуальные
качества, способности играют огромную
роль. Именно в художественной деятельности,
организации учебно-
Индивидуальный подход в художественной самодеятельности — основа успешной работы коллектива.
Нужно отметить,
что важность обеспечения и реализации
дидактических принципов
Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [10]
В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия
не рекомендуется проводить
При составлении
групп необходимо учитывать индивидуальные
различия исполнителей, в первую очередь
физиологические, психические, возрастные.
Самодеятельный коллектив объединяет
людей самой различной
Для развития творческих навыков у менее одаренных участников необходимо использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя. [9]
Период этот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения.
Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.
Реализация
данной задачи основывается на диагностике
творческих способностей участников,
точном определении уровня их художественно-исполнительских
и художественно-
Разработка
проблемы диагностики художественных
способностей в целом, несмотря на предпринимаемые
усилия, требует дальнейшего внимания.
Это относится и к
Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в коллектив не всех желающих, чтобы не снижать исполнительский уровень коллектива, так как не все желающие завираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для этого способности. Тем не менее известно, что практически каждый человек обладает в той или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются они по-разному и, естественно, имеют разную направленность и интенсивность. Значит, для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная методика. Поэтому так необходима диагностика способностей участников, их психологических и умственных особенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно также знать их интересы и устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника самодеятельности на тот или иной вид творчества.
Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может иметь как бы несколько уровней:
— диагностика общих способностей к художественной деятельности — способности к восприятию искусства, художественному воображению, эмоциональной отзывчивости, художественному мышлению и т. п.;
— более частных способностей к конкретному виду исполнительской деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскому мастерству, ритмике.
В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менее полно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей — слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки. [24]
Заключение
Проблема
индивидуального подхода к
Многие
зарубежные и отечественные специалисты
занимались вопросами данной темы,
по крупицам собирая то необходимое,
что в настоящее время
Принцип
индивидуального подхода — один
из важнейших принципов
Индивидуальные
качества, способности играют огромную
роль. Именно в художественной деятельности,
организации учебно-
Без четко
сформулированного
Информация о работе Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии