Изучение межличностных отношений между подростками в классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ …5
1.1.Характеристика понятия «межличностные отношения» ………………...5
1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте ……………9
1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе …..12
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ ………………………….19
2.1.Изучение межличностных отношений между подростками в классе …...19
2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений
в классе среди подростков ……………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.27 Кб (Скачать файл)

Подростковый  возраст - сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физиологическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.

Божович Л.И. отмечала, что к началу переходного возраста в общем  психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию в жизни. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя  «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенку к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [14, с.77].

Но  стремление быть взрослым вызывает сопротивление  со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, и поэтому он находит свое место в детском обществе.

Для подросткового  возраста характерно господство детского сообщества над  взрослым. Межличностные отношения со сверстниками чрезвычайно важны для формирования личности в полном смысле этого слова. На их фоне формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе оральных норм,- это и есть личность.

Для подростка  складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма- то, что  ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует,- это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Важнейшие нормы  кодекса товарищества подростков - достоинство, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или несоответствующие этим нормам.Все исследователи психологи отрочества, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

В этот период учебная деятельность для  подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.  Происходящие в начале подросткового возраста сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию межличностных отношений со сверстниками вглубь.

У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым [4, с.49].

Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, также  проявляется в том, что общение  сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Для ребенка в  этот возрастной период важно иметь  референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. В этот период детей тянет друг к другу. Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростка. Если потребность в полноценном общении со сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания  в его настроении. Неудачи в  межличностных отношениях могут  привести к развитию чувства неуверенности, робости, застенчивости.

В подростковом периоде происходит становления  различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя [8, с.91].

Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует  самостоятельно.

Таким образом, подростковый возраст  представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки  всей системы отношений с окружающими  и приводящие к возникновению  нового уровня развития самосознания.

 

1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе

 

Межличностные отношения детей  на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

В подростковом возрасте у детей  складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна –  со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает  его к инициативной перестройке  взаимоотношений с окружающими  людьми. Он сам начинает предъявлять  повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, – переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий [12, с.79].

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и  поведении многих чисто детских  черт, в частности недостаточно серьезного отношения ксвоим обязанностям, а  также отсутствие у них способности  действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению  отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны  взрослого в изменении отношения  к подростку в нужном направлении  почти всегда вызывает сопротивление  со стороны подростка. Это сопротивление  при неблагоприятных условиях может  перерасти в стойкий межличностный  конфликт, сохранение которого нередко  приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение  в том, что взрослые вообще не в  состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более  всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта  подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких  отношений помогает обращение к  подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников  в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в  них между детьми начинают подчиняться  более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые  волнуют подростков, возможность  открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, – вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера [6, с.38].

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми [6, с.79].

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который  включает в себя уважение личного  достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание  считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах  сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции  по отношению к нарушителю кодекса  товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно  для подростка, который не находится  в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах  является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с  ним являются причинами возникновения  интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка  могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение  подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни  их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных  «тайн».

Позднее, к концу подросткового  возраста, появляется потребность в  близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским  взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более  значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение  нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста [15, с.29].

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу  противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес  к человеку другого пола нередко  приобретает характерное для  подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и  другим доставляет, по-видимому, явное  удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

Информация о работе Изучение межличностных отношений между подростками в классе