Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62
Заключение 63
Литература 65
Приложение
№ п/п | Вопросы | Да | Нет |
1 | Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? | ||
2 | Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? | ||
3 | Бывает ли, что
перед контрольной работой |
||
4 | Краснеешь ли ты при объявлении плохой отметки? | ||
5 | Ели в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? | ||
6 | Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? | ||
7 | Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? | ||
8 | После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что всё равно скоро не просят? | ||
9 | Тревожит ли тебя ожидание опроса? | ||
10 | Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? | ||
11 | Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? | ||
12 | После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
Методика «Диагностика
структуры учебной мотивации».
Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты
изучаешь иностранный язык в школе; обведи кружком
нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
1 | Чтобы я хорошо учил иностранный язык, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 |
2 | Мне очень нравиться учить иностранный язык, расширять свои знания. | 0 1 2 3 |
3 | Общаться друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 |
4 | Для меня совсем не маловажно получить хорошую отметку по иностранному языку. | 0 1 2 3 |
5 | Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 0 1 2 3 |
6 | Знания по иностранному языку помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 0 1 2 3 |
7 | Если ты школьник ты обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает желание учиться. | 0 1 2 3 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам, в том числе и к иностранному языку. | 0 1 2 3 |
10 | Считаю, что успех в учёбе – немаловажная основа для уважения и признания одноклассников. | 0 1 2 3 |
11 | Приходиться учить иностранный язык, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, когда сам выполню задание, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы тать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 |
16 | Мне очень нравиться, если на уроке организуют совместную с ребятами работу. | 0 1 2 3 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 |
18 | Учусь по иностранному языку хорошо, т.к. всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (в т.ч. по иностранному языку) | 0 1 2 3 |
20 | Учёба в моём возрасте – самое главное дело. | 0 1 2 3 |
21 | На уроках иностранного языка мне интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивация | Мотивы | Номера
ответов |
познавательная | познавательные | 2 9 15 |
саморазвития | 6 13 19 | |
достижения | 5 12 18 | |
самооценочная | коммуникативные | 3 10 16 |
эмоциональные | 1 8 21 | |
социальная | позиция школьника | 7 14 20 |
внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |