Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

 Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, учёные столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, возникла терминологическая трудность: одинаково и даже как синонимы использовались термины «мотивация» и «мотив». «Мотивация» используется даже более часто, так как, понимая под ней процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности, в это понятие учёные включали всё что угодно, связывая мотивацию с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и его представлениями о себе. Так же использование термина «мотив» часто вызывает множество вопросов. В качестве его называются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания, потребности и влечения и тому подобное. Так Леонтьев А.Н. писал: «работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации – до такой степени различны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив»…»(24,с.18).

В зарубежной психологии существует около пятидесяти теорий мотивации. В связи с этим Вилюнас В.К. высказывает мнение о том, целесообразно ли вообще обсуждать вопрос что такое «мотив». Вместо этого он предлагает сосредоточить внимание на более отчётливом обозначении и описании отдельных феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другое мнение по этому вопросу у В.А.Иванникова, учёный считает, что необходимо сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение» (17).

 В ряде работ «мотив» рассматривается только как продукт мозговой деятельности. Так, Ж.Годфруа пишет: «мотив – это соображение, по которому субъект должен действовать…»(15,с.39). Ещё более резко говорит Х.Хекхаузен: «…мотив – это лишь конструкт мышления, т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен…; в действительности никаких мотивов не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления…»(48,с.38).

Е.П.Ильин  приводит следующую классификацию теорий мотивации (17):

1. Потребностные  теории мотивации.

К ним  относятся учения таких великих мыслителей древности – Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа, упоминавших о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Голландский философ Б.Спиноза считал главной  побудительной силой поведения  аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой.

 В 20-е и последующие годы прошлого столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К.Левин, Г.Олпорт и другие). Здесь - потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д. Ещё более известную концепцию мотивации предложил А.Маслоу (29). Чаще всего, когда говорят о данной концепции имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (см. Приложение 1,рис.1).

2. Бихевиористские  теории мотивации. 

 Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул - реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием повеления является реактивность организма, то есть его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введён фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свёлся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, то есть к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор (17,с.128).

3. Когнитивные  теории мотивации.

 У.Джеймс  в конце позапрошлого века  выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения (16,с.46).

 Во второй половине 20 века появились мотивационные концепции Дж.Аткинсона, Д.Макклелланда, для которых характерным является признание ве6дущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний (7).

Р.Кеттелл  построил «динамическую решётку  устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов», в которых видел своего рода, биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.

4. Психоаналитические  теории мотивации. 

 Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце 19 века в связи с появлением учения З.Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности «Сверх-Я», то есть интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У.Джеймса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учётом многих внешних и внутренних факторов), то у З.Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам (34).

 В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У.Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врождённая (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели (48).

5. Биологизаторские  теории мотивации. 

 Среди них можно отметить те, которые обращаются к понятию «мотивация» лишь для объяснения причин активности организма (Ж.Нюттен). О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошёл его переход к активности, необходимы какие-то побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих учёных, становится лишним. Слабое место этих взглядов в том (как показал отечественный физиолог Н.Е.Введенский в конце 19 – начале 20 века), что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием (48).

6. Мотивация  в работах отечественных учёных.

 Среди  отечественных учёных начала 20 века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего, А.Ф.Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержки побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности в настоящее время (25,с.234).

 В  40-х годах прошлого столетия мотивацию с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает (45).

 Согласно концепции А.Н.Леонтьева (22), мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ним. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых он складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

 Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельности, как преобразуется её иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями.

 Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки, основной из которых заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.

 В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Побуждение связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов  в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия «мотивации» и «мотива». Рассмотрим их.

 Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму значению. Так, Немов Р.С. отмечает: « мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» (37,с.390).

 Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения человека: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально-специфическакя окрашенность.

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе