Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62
Заключение 63
Литература 65
Приложение
Представление о мотивации возникает, при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения вступают психологические свойства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и тому подобнее, а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. причем эти виды мотиваций не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, и, наоборот, актуализированные диспозиции (мотивы, потребности) приводят к изменению ситуации, точнее её восприятия субъектом (37,с.234).
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, опираясь только на ситуацию. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как ему эти вопросы задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, то есть так, как человек понимает и оценивает её.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внешние и внутренние стимулы, а как результата непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрения мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае рассматривается Немовым Р.С.: «как ситуация непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив» (37,с.287-288).
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Таким образом, мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива.
Так, деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов-стремений к самой деятельности, мотивов к успеху и избиганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных).
В ряде случаев основой для деления мотивов является принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним (17). Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, её нравственностью, направленностью (22). Сюда же следует отнести, по В.И.Ковалёву (19), и идейные и нравственные мотивы (т.к. они отражают убеждения личности, её мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения), и мотивы коллективистские (которые базируются на таких аттитюдах, как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью).
Таким образом, обозначение (название) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему мотиватору. Такие мотивы можно назвать, пользуясь термином Л.С.Выготского, «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение – притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные.
Другой подход к выделению и классификации мотивов – по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, общественной и спортивной деятельности и т.д.(46). Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.
Ещё один распространённый подход к классификации мотивов – с учётом их временной характеристики. С одной стороны, это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой – это мотивы кратковременные и устойчивые.
Е.П.Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели, вторичные – с наличием конкретной цели; последние делятся на полные и укороченные (17,с.140).
Сходная классификация мотивов дана Васильевым И.А. и Магомед-Эминовым М.Ш. В ней выделены:
Вообще же общепризнанно, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследования, угла рассмотрения вопроса и т.п. Единственное, что можно требовать от этих классификаций, - чтобы они не противоречили сущности мотивов, их генезису.
Мотив так же можно определить по словам Немова Р.С.: «как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций»(37,с.392) Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. «Потребность – это состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им не достаёт для нормального существования и развития»(6,с.324). Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с дефицитом того, что требуется личности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результата, на который в данный момент направлено действие, связанное деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти (6,с.97).
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта мотивационной сферы – это качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
Иерархизированность
– это характеристика строения
каждого из уровней
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого сознания рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интерес - это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
Задача – это частный, ситуационно-мотивационный фактор, который возникает в ходе выполнения действия, направленное на достижение определённой цели.
Желания
и намерения – это сиюминутно
возникающие и довольно часто
сменяющие друг друга
Интересы,
задачи, желания и намерения хотя
и входят в систему
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Определение
структуры мотива означает не что иное,
как «залезание в душу» себе или другому
человеку, а этого хочется не каждому.
Нежелание человека раскрываться перед
другими или признаться самому себе в
истинных причинах поступка приводит
к появлению защитных механизмов, о которых
говорил З.Фрейд: вытеснению, замещению,
проекции, сублимации. В этих случаях психологу
и педагогу приходится иметь дело уже
не с мотивами, а с мотивировкой, при которой
истинные причины заменяются вымышленными.
Е.П.Ильин определяет мотивировку следующим
образом: «это разумное обоснование, объяснение
самим человеком его поступков, которые
не всегда соответствуют истине» (16,с.344).
с помощью мотивировок личность иногда
оправдывает свои действия и поступки,
приводя их в соответствие с нормами поведения
в обществе и со своими личностными ценностями.
Поэтому мотивировки могут не совпадать
с действительными мотивами (причинами)
поступка и даже сознательно их маскировать.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении (Божович Л.И., Й.Лингарт, Маркова А.К., Матюхина М.В., Мильман В.Э., Морозова Н.Г., Славина Л.С., Стоунс Э.), которые, впрочем, также несут на себе отпечаток недостатков во взглядах на мотивацию и мотив, существующих в психологии.
«Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий» (6,с.269). Из определения следует, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удаётся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в третьих, - субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета (6).
Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И.Божович и её сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации.