Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

 Представление о мотивации возникает, при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения вступают психологические свойства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и тому подобнее, а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. причем эти виды мотиваций не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, и, наоборот, актуализированные диспозиции (мотивы, потребности) приводят к изменению ситуации, точнее её восприятия субъектом (37,с.234).

 Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, опираясь только на ситуацию. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как ему эти вопросы задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, то есть так, как человек понимает и оценивает её.

 Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внешние и внутренние стимулы, а как результата непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрения мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае рассматривается Немовым Р.С.: «как ситуация непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив» (37,с.287-288).

 Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

 Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Таким образом, мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

 Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива.

 Так, деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов-стремений к самой деятельности, мотивов к успеху и избиганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных).

 В ряде случаев основой для деления мотивов является принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним (17). Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, её нравственностью, направленностью (22). Сюда же следует отнести, по В.И.Ковалёву (19), и идейные и нравственные мотивы (т.к. они отражают убеждения личности, её мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения), и мотивы коллективистские (которые базируются на таких аттитюдах, как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью).

 Таким образом, обозначение (название) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему мотиватору. Такие мотивы можно назвать, пользуясь термином Л.С.Выготского, «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение – притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные.

 Другой подход к выделению и классификации мотивов – по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, общественной и спортивной деятельности и т.д.(46). Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.

 Ещё один распространённый подход к классификации мотивов – с учётом их временной характеристики. С одной стороны, это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой – это мотивы кратковременные и устойчивые.

 Е.П.Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели, вторичные – с наличием конкретной цели; последние делятся на полные и укороченные (17,с.140).

 Сходная классификация мотивов дана Васильевым И.А. и Магомед-Эминовым М.Ш. В ней выделены:

  • обобщённые устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи – неважно, в какой деятельности или ситуации, здесь и неуспех, и неудача выступают как абстрактные цели);
  • конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность;
  • общие неустойчивые мотивы, у которых имеется обобщённое предметное содержание, без дифференциации и иерархизации;
  • конкретные неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели (26).

 Вообще же общепризнанно, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследования, угла рассмотрения вопроса и т.п. Единственное, что можно требовать от этих классификаций, - чтобы они не противоречили сущности мотивов, их генезису.

 Мотив так же можно определить по словам Немова Р.С.: «как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций»(37,с.392) Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. «Потребность – это состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им не достаёт для нормального существования и развития»(6,с.324). Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с дефицитом того, что требуется личности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

 Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

 Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результата, на который в данный момент направлено действие, связанное  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти (6,с.97).

 Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

 Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта мотивационной сферы – это качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

 Иерархизированность  – это характеристика строения  каждого из уровней организации  мотивационной сферы, взятого  в отдельности. Чем больше различий  в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

 Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого сознания рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

 Интерес - это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

 Задача – это частный, ситуационно-мотивационный фактор, который возникает в ходе выполнения действия, направленное на достижение определённой цели.

 Желания  и намерения – это сиюминутно  возникающие и довольно часто  сменяющие друг друга мотивационные  субъективные состояния, отвечающие  изменяющимся условиям выполнения  действия.

 Интересы, задачи, желания и намерения хотя  и входят в систему мотивационных  факторов, участвуют в мотивации  поведения, однако выполняют в  ней не столько побудительную,  сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за  стиль, а не за направленность поведения.

 Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

 Определение структуры мотива означает не что иное, как «залезание в душу» себе или другому человеку, а этого хочется не каждому. Нежелание человека раскрываться перед другими или признаться самому себе в истинных причинах поступка приводит к появлению защитных механизмов, о которых говорил З.Фрейд: вытеснению, замещению, проекции, сублимации. В этих случаях психологу и педагогу приходится иметь дело уже не с мотивами, а с мотивировкой, при которой истинные причины заменяются вымышленными. Е.П.Ильин определяет мотивировку следующим образом: «это разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которые не всегда соответствуют истине» (16,с.344). с помощью мотивировок личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормами поведения в обществе и со своими личностными ценностями. Поэтому мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами (причинами) поступка и даже сознательно их маскировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  понятия учебной мотивации.

 Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении (Божович Л.И., Й.Лингарт, Маркова А.К., Матюхина М.В., Мильман В.Э., Морозова Н.Г., Славина Л.С., Стоунс Э.), которые, впрочем, также несут на себе отпечаток недостатков во взглядах на мотивацию и мотив, существующих в психологии.

 «Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий» (6,с.269). Из определения следует, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удаётся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

 Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,  - организацией образовательного процесса; в третьих, - субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета (6).

 Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И.Божович и её сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации.

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе