Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 09:32, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста.
Введение
3 - 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИИ
5 - 29
1.1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии
5 - 17
1.2. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста
18 - 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
30 -
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования
30 - 32
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления
страха у детей среднего дошкольного возраста
33 - 38
Заключение
39 - 40
Список источников и литературы
Министерство образования и науки Калужской области
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ОП 02 ПСИХОЛОГИЯ
050144. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Студент 1 курса
заочное отделение
Оценка выполнения и защиты курсовой работы ____________
Руководитель:
Калуга, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Название глав, разделов |
Стр. |
Введение |
3 - 4 |
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИИ |
5 - 29 |
1.1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии |
5 - 17 |
1.2. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста |
18 - 29 |
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
30 - |
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования |
30 - 32 |
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста |
33 - 38 |
Заключение |
39 - 40 |
Список источников и литературы |
41 - 42 |
Приложение 1. Таблица1. Детские страхи |
43 - 44 |
Приложение 2. Список вопросов к опроснику «Страхи детей» |
45 – 46 |
Приложение 3. Таблица 2. Показатели уровня страха у детей 4-5 лет |
47 |
Введение
В современном мире практически у каждого из людей есть различные страхи. Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Многие детские страхи чаще всего исчезают бесследно.
Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные ( Д. Боулби, Рэчмен, Черсворт, Грэй, Томкинс, Рейнгольд и др.), так и отечественные ученые. (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.).
В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх». Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова и др. рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Другие авторы: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др. определяют страх, как аффект который возникает в субъективной ситуации.
Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Гозман Л. Я. и Алешина Ю. Е. определили причины появления детских страхов.
Таким образом, в психолого-педагогической
литературе представлено достаточное
количество исследований, посвященных
определению данного понятия, выделению
видов страха, причин его появления и т.д.
Большое внимание концентрируется на
изучении возрастных особенностей страха,
но вместе с тем экспериментальных исследований
отдельных видов страхов, в частности,
в дошкольном возрасте, а тем более в среднем
дошкольном возрасте, недостаточно. Это
определяет актуальность исследования.
К сожалению, в большинстве случаев страхи
возникают по вине самих родителей, и наш
долг – предупредить возможность их проявления
и оградить детей от страхов, вызванных
семейными неурядицами, душевной черствостью
или, наоборот, чрезмерной опекой, или
же просто родительской невнимательностью.
Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста.
Были использованы следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. констатирующий эксперимент, направленный на выявление страхов у детей среднего дошкольного возраста;
3. количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования: Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения № 5 города Малоярославца Калужской области; в исследовании принимали участие 20 детей 4-5 лет.
Глава 1.
Современное состояние проблемы страхов в психологии
1.1 Исследования страха в отечественной
и зарубежной психологии
Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно оказывает определенное влияние на психологическое и психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для появления различных страхов [1]. Так, изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные ( Д. Боулби, Рэчмен, Черсворт, Грэй, Томкинс, Рейнгольд и др.), так и отечественные ученые. (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.).
Страх является наиболее опасной из всех
эмоций. Интенсивный страх приводит даже
к смерти: животные, а также человек иногда
могут быть испуганы буквально до смерти.
Но страх не является только злом. Он может
служить предупреждающим сигналом и изменять
направление мысли и поведение [13]. Страх рассматривается в современной
психологической науке в контексте одного
из ее перспективных направлений - психологии
эмоций. Понятие страха разрабатывалось
многими исследователями и имеет разные
трактовки. В современном словаре по психологии
под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что
«страх – аффективно чувственная эмоция,
которая возникает в обстоятельствах
превентивности – угрозы – боязни за
свою социальную или же биологическую
экзистенцию у субъекта» [25].
В "Философском энциклопедическом
словаре" утверждается, что "страх
в психологии - отрицательная эмоция, возникающая
в результате реальной или воображаемой
опасности, угрожающей жизни организма,
личности, защищаемым его ценностям (идеалам,
целям, принципам и т.д.)"[23].
А. Спиваковская определяет страх как «специфическое острое эмоциональное состояние, особую реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации…» [15].
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [2]. Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [24]. В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [8].
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [19].
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности»[14].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [20].
Так, по его мнению, реальный страх –
рациональное выражение инстинкта самосохранения
как нормальная реакция на восприятие
внешней опасности.
Страх невротический – разнообразные
формы «бесцельного страха» невротиков,
возникают из-за отвлечения либидо от
нормального применения, либо из-за отказа
психических инстанций.
Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [там же].
Существует много различных видов страха, которые являются как бы составной частью личности тревожно-мнительной структуры и представляют собой боязнь каких-либо предметов, животных, насекомых, например: агорафобия - боязнь видимого пространства (страшно пройти по мосту, пересечь дорогу и т.п.); клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия - боязнь высоты (страшно летать на самолете, пройти по высокому мосту, подойти к окну, стоять на балконе верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); айхмофобия - боязнь острых предметов, арахнофобия - боязнь пауков, герпетофобия - боязнь змей, гленофобия - боязнь взгляда куклы, либо особых ситуаций: антропофобия - боязнь людей, толпы, гомицидофобия - боязнь совершить убийство, дентофобия - боязнь зубоврачебного вмешательства, дерматофобия - боязнь заболеть кожной болезнью, маниофобия - страх безумия, мизофобия - страх загрязнения, монофобия - боязнь одиночества, нозофобия - страх увечья, неизлечимой болезни, заражения, оксифобия - боязнь острых предметов, петтофобия - страх общества, ситофобия - страх принятия пищи, скоптофобия - боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание, суицидофобия - боязнь совершить самоубийство, танатофобия - страх внезапной смерти, тафефобия - страх погребения заживо, фобофобия - страх страха, эрейтофобия - боязнь покраснеть, а также пантофобия - всеохватывающий навязчивый страх [4].
Профессор Ю.В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений – ко второй, а страх смерти – к третьей.
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды
страхов[18]:
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных
детей как отражение особенностей их психического
и личностного развития. Возникают они
под действием следующих факторов: наличие
страхов у родителей, тревожность в отношениях
с ребёнком, избыточное предохранение
его от опасностей и изоляция от общения
со сверстниками. Большое количество запретов
со стороны родителя того же пола или полное
предоставление свободы ребёнку родителями
и другого пола, а также многочисленные
нереализуемые угрозы всех взрослых в
семье, отсутствие возможности для ролевой
идентификации с родителями того же пола,
преимущественно у мальчиков. Конфликтные
отношения между родителями, психические
травмы типа испуга, психологическое заражение
страхами в процессе общения со сверстниками
и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной
интенсивностью и напряжённостью, длительным
течением или постоянством, неблагоприятным
влиянием на формирование характера и
личности, взаимосвязью с другими невротическими
расстройствами и переживаниями, избеганием
объекта страха. Невротические страхи
могут быть результатом длительных и неразрешимых
переживаний. Чаще боятся подобным образом
чувствительные, испытывающие эмоциональные
затруднения в отношениях с родителями
дети, чьё представление о себе искажено
эмоциональными переживаниями в семье
или конфликтными. Эти дети не могут полагаться
на взрослых, как на источник безопасности,
авторитета и любви. Дети, которые не приобрели
до школы необходимого опыта общения со
взрослыми и сверстниками, не уверенны
в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых,
испытывают страх перед учителем.
Но наиболее полной можно считать классификацию
страхов А.Захарова [10]:
1. По характеру – природные, социальные,
ситуативные, личностные.
2. По степени реальности – реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности – острые и хронические.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха [13].
Информация о работе Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста