Изучение тревожности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования.
Учитывая, все обозначенные категории поставили цель исследования: изучение способов диагностики и преодоления тревожности у детей младшего возраста.
Гипотеза.
В соответствии с поставленной проблемой были выдвинуты гипотезы:
– Наблюдаются гендерные различия в проявлении тревожности у ребёнка;
– Существуют эффективные методы диагностики и коррекции тревожности у детей младшего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления дошкольной тревожности
Особенности дошкольного возраста
Понятие тревожности. Причины детской тревожности
Особенности поведения тревожного ребенка
1.2.2 Гендерные аспекты тревожности
Методы психокоррекции дошкольной тревожности
Глава 2. Исследование уровня дошкольной тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Организация и проведение диагностики уровня дошкольной тревожности
Обработка и интерпретация полученных данных
Рекомендации для родителей по снижению тревожности у детей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические  аспекты проявления дошкольной тревожности

    1. Особенности дошкольного возраста
    2. Понятие тревожности. Причины детской тревожности
      1. Особенности поведения тревожного ребенка

1.2.2         Гендерные аспекты тревожности

    1. Методы психокоррекции дошкольной тревожности

Глава 2. Исследование уровня дошкольной тревожности у детей младшего дошкольного возраста

    1. Организация и проведение диагностики уровня дошкольной тревожности
    2. Обработка и интерпретация полученных данных
    3. Рекомендации для родителей по снижению тревожности у детей

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

Разрабатываемые ныне здоровье сберегающие технологии нацелены на обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Одной из существенных причин осознания педагогической наукой и дошкольной практикой необходимости здоровье сберегающего подхода к обучению и развитию современного ребёнка является неуклонная тенденция увеличения его тревожности.

Родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных  детей. Ведь дошкольная пора – основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний ребёнка оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.

Очевидно, что необходимо корректировать тревожность как  можно раньше, уже в раннем детстве. Поэтому проблема исследования: каковы способы диагностики и преодоления дошкольной тревожности у детей младшего дошкольного возраста?

Объект исследования.

Исходя из данной проблемы, выявили объект исследования: проявление тревожности у детей младшего возраста.

Предмет исследования.

Далее обозначили предмет  нашей работы: способы диагностики  и преодоления тревожности у детей младшего возраста.

Цель исследования.

Учитывая, все обозначенные категории поставили цель исследования: изучение способов диагностики и преодоления тревожности у детей младшего возраста.

Гипотеза.

В соответствии с поставленной проблемой были выдвинуты гипотезы:

 – Наблюдаются  гендерные различия в проявлении  тревожности у ребёнка;

 – Существуют эффективные  методы диагностики и коррекции тревожности у детей младшего возраста.

Задачи

 – Проанализировать теоретические источники по проблеме;

 – Изучить особенности ребёнка;

 – Исследовать  особенности проявления тревожности  у детей и установить причины  повышенной тревожности;

 – Изучить влияние  специально организованных коррекционно-развивающих  занятий, направленных на снижение  тревожности у детей;

 – Подобрать эффективную  методику диагностики уровня тревожности и использовать ее для подтверждения гипотезы;

 – Обработать данные, полученные в ходе проведения диагностики;

 – Разработать  психорекомендации по коррекции  тревожности у ребёнка.

Экспериментальная база исследования.

В исследовании принимали  участие дети в количестве 19 человек, из них 9 девочек и 10 мальчиков.

Методы исследования.

В ходе исследования применялись  следующие методы:

 – Методы теоретического  анализа психологических и педагогических  источников по проблеме исследования;

 – Методика диагностики  уровня школьной тревожности  Филлипса;

 – Методы обработки  и интерпретации полученных данных.

Структура работы.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографии.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проявления школьной тревожности

 

1.1 Особенности младшего школьного возраста

 

Дошкольным возрастом принято считать возраст детей примерно до 7 лет, что соответствует годам нахождение детей в садиках или дома. Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. Формирование интереса к содержанию деятельности, приобретению знаний связанное с играми, переживанием ребёнка чувства удовлетворения от своих достижений.

Деятельность ребёнка стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Наиболее характерная  черта восприятия ребёнка – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия в начале детского возраста – тесная связь его с действиями ребёнка. Воспринять объект для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью является также ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию ребёнка. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего возраста ограничены. Произвольные внимания ребёнка требует так называемой близкой мотивации. Ребёнок этого возраста обычно может заставить себя сосредоточится лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить игрушку, заслужить похвалу родителя, лучше всех справиться с игрой и т. д.).

Значительно лучше в детском возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности  памяти ребёнка в этом возрасте развиваются под влиянием восприятия нового. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.      Основная тенденция развития воображения в детском возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Детский возраст – возраст достаточного формирования личности. Для него характерны отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в вид деятельности – игру. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к осознанию мира и связанным с ними особенностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В детском возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер детей отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.

Дети очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, дети не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Негативные эмоции могут  проявляться в форме страха. Они  отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи. Страх может принимать форму тревоги, которая, в свою очередь, может перерасти в устойчивое состояние тревожности.

 

1.2 Понятие  тревожности. Причины детской  тревожности

 

В психологическом словаре  тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги; один из параметров индивидуальных различий. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так, Ф. Сушкова указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Специалисты различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14].

По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно  или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [4]. Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [12].

Детская тревожность, по мнению Р. В. Овчаровой, – сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны родителей, сверстников [6].

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

Выделяют два основных вида тревожности.

  1. Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
  2. Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

У детей младшего школьного  возраста доминирует ситуативная тревожность. Но нельзя не принять во внимание, что  при отсутствии своевременных приемов ее коррекции, может наблюдаться тенденция к развитию тревожности личностной.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной (Е.Савина, 2008) –  это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Информация о работе Изучение тревожности у детей дошкольного возраста