Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 06:45, контрольная работа
В современном обществе функционирование малого, среднего и крупного бизнеса определяется не только тем, что и как делают конкретные предприниматели, но и тем, что думают о предпринимателях их соотечественники, как общественность относится к предпринимательской деятельности в целом. Именно поэтому создание позитивного имиджа конкретного делового человека и всей предпринимательской сферы в целом является одним из наиболее важных вопросов во всех развитых странах мира.
Цель данной работы – изучить имидж делового человека.
Введение 3
1. Понятие и функции имиджа 4
1.1. Понятие имиджа 4
1.2. Функции имиджа 5
2. Условная классификация 9
3. Личность и имидж 11
4. Правила формирования имиджа 14
Заключение 23
Список литературы 24
Содержание
Введение 3
1. Понятие и функции имиджа 4
1.1. Понятие имиджа 4
2. Условная классификация 9
3. Личность и имидж 11
4. Правила формирования имиджа 14
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
В современном обществе функционирование малого, среднего и крупного бизнеса определяется не только тем, что и как делают конкретные предприниматели, но и тем, что думают о предпринимателях их соотечественники, как общественность относится к предпринимательской деятельности в целом. Именно поэтому создание позитивного имиджа конкретного делового человека и всей предпринимательской сферы в целом является одним из наиболее важных вопросов во всех развитых странах мира.
Цель данной работы – изучить имидж делового человека.
Актуальность темы заключается в том, что в мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.
В работе изучены такие задачи как: понятие и функции имиджа; проведена условная классификация имиджа; правила формирования имиджа.
В качестве теоретической базы в работе использована современная литература по психологии, деловому этикету.
1. Понятие и функции имиджа
1.1. Понятие имиджа
Загадочное до недавнего времени слово «имидж» в переводе с английского означает «образ», причем в это понятие входит не только визуальный, зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков.
Имидж — это то, чем мы хотим казаться другим. Он помогает нам показать себя с наиболее выгодной стороны, мы закладываем в подсознание собеседника какие-то сведения о себе, о нашем внутреннем мире [4, с. 237].
Кроме визуального имиджа, есть габитарный — это облик, телосложение, жесты, дурные привычки (ну, например, грызть ногти). Любопытно, если человек в целом вам понравился, все его дурные привычки вы будете оправдывать, общий положительный имидж их сгладит.
Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж — это искусство «управлять впечатлением». Однако это искусство все более и более становится наукой. Но в имидже каждого человека есть элементы, доставшиеся ему от рождения: рост, телосложение, черты лица. По наследству передаются и психологические черты и манеры поведения, которые можно формировать и совершенствовать в течение всей жизни.
Имидж — это то, как мы выглядим в глазах других людей. Это то представление, которое у них сформировалось о внешнем и внутреннем облике. И если имидж плохой, то могут быть проблемы с продвижением. Мы будем рекламировать свой продукт, но никто не будет его покупать потому, что о нас ходит дурная слава. Если у нас хороший имидж, то мы будем пользоваться доверием у людей, они с радостью поддержат нас.
В. М. Шепель относит имидж к визуальной привлекательности личности и пишет, что «счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания». П. С. Гуревич считает, что «понятие «имидж» синонимично «персонификации», но более обобщенное и включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные, что связано с внешним обликом, внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Имидж — это образ, «присутствие отсутствующего», следовательно, имидж это тот образ, то представление о человеке, которое остается в сознании людей, когда его уже нет поблизости. Образ бывает феноменальным, потрясающим, отвратительным [4, с. 238].
Многочисленные исследования показали, что от 65 до 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Впечатление от первой встречи формируется в течение первых десяти секунд знакомства и первых десяти секунд беседы. Зачастую именно это первое впечатление, которое мы производим, может оказать решающее влияние на нашу дальнейшую судьбу, например, при приеме на работу. То, как воспринимают нас окружающие, во многом определяет нашу жизнь, наш успех в работе и бизнесе. Непродуманный имидж мешает проявлению качеств, реализации возможностей, продвижению по служебной лестнице.
Номинативная — призвана создать узнаваемость фирмы, его марку, связав благоприятный образ с конкретным товаром, руководителем, организацией.
Эстетическая — призвана выделить эмоциональный образ товара (руководителем, организацией), выдвинув на первый план качественные составляющие.
Консервативная — призвана защитить (перед веяниями моды и натиском новых потребностей, спроса, новых идей) основную идею фирменного комплекса, обеспечив вариантность одной и той же идеи для новых поколений традиционных потребителей [4, с. 239].
Адресная - призвана связать его с определенными целевыми аудиториями воздействия.
Основные задачи имиджа:
1) продвижение имиджа (который сложился у целевой аудитории);
2) коррекция репутации (образа, сложившегося у целевой аудитории).
В идеальном виде репутация и имидж совпадают и работают на человека, фирму. Репутация и имидж готовят будущие приобретения и сделки. Продвижение имиджа абсолютно необходимо для фирмы, входящей на рынок, озабоченной тем, как ее примет покупатель. Коррекция репутации необходима и хорошо известной потребителям фирме, когда нужно восстановить утраченное влияние или укрепить его.
Стереотип восприятия. Имидж только наполовину «принадлежит» фирме (в виде фирменного стиля). Другая «половина» имиджа участвует в создании и коррекции репутации, живет в массовом сознании потребителя. Потребители, дополняя свои впечатления эмоциональными переживаниями, связанными с удовлетворением своих потребностей, сравнивают их с состоявшимся ожиданием и тем самым формируют репутацию организации. Если сама организация не позаботится о создании нужной ей репутации, то у потребителя стихийно сформируется образ об этой организации, и не обязательно положительный.
Фирменный стиль — набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских и других постоянных элементов (констант фирменного стиля), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей о них информации. Все элементы фирменного стиля «работают» на имидж. Каждый его компонент способен напомнить об имидже в целом. Разработка фирменного стиля сложный процесс, даже задание на разработку фирменного стиля требует достаточно высокой квалификации [4, с. 239].
Имидж и художественный образ. Имидж всегда построен на художественном видении мира, на художественном образе и неотделим от него.
М.С. Каган выделяет: 1) жизнеспособность — проективность; 2) уровень обобщения — обобщенность; 3) насколько он выразителен — зрительность; 4), диалогичность. Вот эти четыре составляющие имиджа и его художественного образа, в которых проявляются фундаментальные свойства имиджа фирмы, делового человека [4, с. 240].
Проективность имиджа — экономическая целесообразность, планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость — все то, что соответствует критериям практического менеджмента.
Надежность имиджа показывает, выполнит ли он свое предназначение с устраивающим вас риском, целесообразность — не противоречит ли он глубоким традициям общества, узнаваемость имиджа — связывается ли сообщение с фирмой в сознании общественности. Отражение потребностей общественности в имидже: выражает ли он явные и скрытые потребности целевой аудитории.
Доверие к имиджу: обладает ли он притягательной силой для общественности, которая может домыслить детали, или имидж директивно сам все говорит за себя и его манипулятивность становится очевидной.
В отечественной литературе «имидж» обычно понимается как искусственно сформированный образ чего-то (фирмы, политика, предпринимателя, товара). В определенной мере имидж близок понятию «социальный стереотип», правда, стереотип чаще формируется стихийно.
Жизнеспособность имиджа держится на подмеченном эффекте восприятия. Гераклит считал, что главное не то, что есть, а то, как мы это понимаем. Имидж — это относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Большинство наших знаний о мире — это знания на уровне имиджей. В западной литературе мы чаще встретим имидж персоны либо имидж фирмы — образ фирмы в глазах отдельных людей и общества в целом [4, с. 240].
Имидж — понятие устойчивое и малоподвижное. Это хорошо, поскольку, заработав положительный образ, пользуешься им долго. И плохо, так как неудачно сложившийся из-за ряда досадных промахов имидж может навсегда перечеркнуть дорогу по служебной лестнице.
Хороший имидж дорого стоит. За имидж платят везде. Переплаты — своего рода страховой взнос. Потребитель отдает дань имиджу фирмы и ее товара, делая тем самым вклад в создание собственного имиджа.
2. Условная классификация
Под имиджем понимают следующие подходы.
Стиль. В данном случае под имиджем понимают внешний вид, стиль в одежде и манеру держаться. Работа над имиджем — это подбор костюма, грим, поиск наиболее выгодных ракурсов для фото- и видеосъемок.
Идеология. Данный подход говорит о том, что стиль одежды, манера держаться и поступки должны быть подчинены идеологии компании. Формирование идеологии диктует формирование имиджа [3, с. 142].
Кредитность. В данном случае работа над имиджем преследует цель повышения кредитности личности как коммуникатора, который должен отвечать трем условиям: 1) быть экспертом в определенной области, 2) вызвать доверие и быть надежным источником; 3) обладать легитимным авторитетом, т. е. иметь право на определенную деятельность.
Таким образом, имидж — это власть, это самый мощный инструмент власти. Имидж — это некий образ, впечатление, которое создает о себе организация, политик, руководитель, бизнесмен. Понятие «имидж» приобретает смысл только в ситуациях выбора, при наличии конкуренции (выбора товара, поставщика, политика), когда предложение превышает спрос [3, с. 142].
На современном этапе возможности выбора имиджа постепенно превращаются в повседневную реальность, а проблемы создания имиджа стали актуальными для многих — выборы в думу, президента, магазины, банки, чтобы найти приличную работу, чтобы нас выбрали среди других. Даже солидные, взрослые мужчины чувствуют себя «девушками на выданье». Заниматься собой, думать о производимом впечатлении, подавать себя определенным образом нелегко. Часто представления об имидже сводятся к внешним признакам: прическа, одежда и др. По внешнему виду люди хотят сделать вывод о содержании, тогда значимыми становятся мимика, жесты, поза, пластика движений, слова, просодика и др.
Внутренняя составляющая имиджа: 1) самопрезентация — речь, голос, мимика, жесты, телодвижения, походка, осанка, манеры, самоуверенность, здоровье, чувство юмора, игра, артистичность, красноречие; 2) межличностное общение — коммуникабельность, переговоры, конфликты, улыбка; 3) манипуляция в деловом общении; 4) техники релаксации, саморегуляции, коррекции и самокоррекции; 5) поведение и этикет в ситуациях делового общения [3, с. 143].
Наиболее типичная ситуация выбора в повседневной жизни возникает, когда мы приходим в магазин. Даже если вы знаете, что именно хотите купить, выбрать бывает не просто. Чтобы большинство людей выбрали именно вас, вашу фирму, ваш товар, создайте привычный, знакомый имидж — мало кто выбирает новое и неизвестное. Имидж организации, руководителя, кандидата призван выполнить функции упаковки: помочь людям, не имеющим возможности узнать их глубоко, получить необходимые для совершения выбора ориентиры. Поэтому, если мы планируем произвести впечатление, повысить свои шансы, то нужно подумать об упаковке, об имидже. Упаковка — это серьезный ресурс при любой «продаже».
Можно обмануть потребителя: продать ему в банке с этикеткой «черная икра» икру баклажанную. Но это можно сделать только один раз. Теперь покупатель будет осторожнее, а может и вообще надолго перестать брать икру в аналогичной упаковке или даже совсем отказаться от черной икры. Поэтому нужно или постоянно придумывать новые виды обмана потребителя, или всегда выдерживать соответствие упаковки и содержания.
Носителю имиджа должно быть комфортно и удобно, в этой «упаковке», иначе в один прекрасный момент он устанет нести свою ношу, и несоответствие между формой и содержанием станет очевидным. Поэтому работа над имиджем предполагает одновременное движение навстречу с двух сторон: и от ожиданий партнеров, потребителей, работодателей, и от личности носителя имиджа [3, с. 144].
3. Личность и имидж
Разница между тем, как вы хотите выглядеть, и тем, как реально оценивают вас люди, позволяет сформулировать требование к имиджу: он должен быть таким, чтобы оценки других приближались к желаемым вами. Таким образом, имидж — это инструмент, позволяющий создать такое впечатление о себе, которое было бы для вас желательным.