Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.
1. Индивидуальность и личность
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… 3
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… 7
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. 14
2. Ответы на тестовые задания …………………………………………… 21
Список использованных источников………………………………… 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Факультет «Аудитор»
Кафедра социально-гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Тема 8: Индивидуальность и личность
Хабаровск 2013
Содержание:
1. |
Индивидуальность и личность |
|
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… |
3 | |
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… |
7 | |
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. |
14 | |
2. |
Ответы на тестовые задания …………………………………………… |
21 |
Список использованных источников………………………………… |
31 |
1. 1. Понятие «личность» и «индивидуальность».
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Фундаментальное философское материалистическое определение личности было дано Карлом Марксом. Он определял человека, как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человеком нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, которому они принадлежат. Марксистское определение личности противоположно тем определениям, в которых оно выступает как замкнутое, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находится в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром.
Человек, как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых психологи в качестве основных выделяют 3 мира: внешний мир (мир природы, космос, мир науки, техники, практики); социальный мир («наш мир», в который с человеком входят и другие люди); внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования)
Тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру индивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для него используются специальные личностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальность человека, но не как всю личность.
Действительно, если принять
во внимание, что личность всегда выступает
как субъект своих
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, что каждый раз определялось уровнем развития науки или методологической концепцией автора.
Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность – сочетание психологических
особенностей человека, составляющих
его своеобразие, его отличие
от других людей. Индивидуальность проявляется
в чертах характера, темперамента, привычках,
преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях,
индивидуальном стиле деятельности.
Подобно тому, как понятия индивид
и личность не тождественны, личность
и индивидуальность в свою очередь
образуют единство, но не тождество. Если
черты индивидуальности не представлены
в системе межличностных
Понятие индивидуальности (от
лат. individuum – неделимое) в современной
психологии представляют системную
организацию человека как единую
целостность, включающую различные
уровни его психологической
Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство
и изучается его проявление на
разных уровнях психической
В качестве индикатора может
рассматриваться связь как
Наконец признаком индивидуальности
могут выступить более крупные
аспекты характеристик
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
1.2. Проявление индивидуальности личности.
В индивидуальности объединяются
в единое целое три формы развития.
Основная форма развития индивидных
свойств – онтогенез. Основная форма
развития личностных свойств – жизненный
путь человека в обществе. Для субъектных
свойств, (т.е. человека, познающего мир)
– история производственной деятельности
человека в обществе, в частности,
история формирования его профессиональной
деятельности. Начало, кульминация
и конец индивидных, личностных и
субъектных свойств не совпадением
в возрастном развитии. Индивидуальность
генетически формируется позже,
являясь результатом
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям внешней среды относятся объективные, не зависящие от субъекта изменения (исторические события, изменения в составе родственников и др.). События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями. Наиболее отчетливо такая природа этих событий выступает, когда явление, произведшее впечатление, само по себе не имеет никакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.
Изучение индивидуальности
требует рассмотрения ее как многомерной
системы, развитие и формирование которой
подчиняется определенным закономерностям.
Важным индикатором человеческой индивидуальности
является активность созидающей, творческой
деятельности человека. Мера активности,
напряженности работы внутреннего
мира является показателем духовности
индивидуальности. Эффекты внутренней
работы проявляются в поведении
и деятельности как продукты творчества,
производящие ценности для общества.
Одним из проявлений активности индивидуальности
могут являться поступки человека.
«Вызревание» поступков происходит
в сфере переживаний личности,
в результате активной внутренней работы.
Действие их можно наблюдать в
разных формах. Это могут быть поступки
гражданского характера (отражающие отношение
человека к своему долгу гражданина),
коммуникативные (отражающие отношения
в сфере общения), трудовые (в форме
различного рода профессиональных действий).
Поступки человека могут проявляться
как устойчивый стиль поведения.
Такая индивидуальность выступает
как организатор и
Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.
Рассматривая личность как «мой», внутренний, неповторимый мир, мы переходим к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, т. е. общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как сказал один из психиатров: нет акцентуации – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение вектора потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и пониманию окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как дезадаптация.
Вторая традиция – понимание
индивидуальности как дополнения общих
личностных черт, характерных для
популяции и выражающих общие
тенденции ее развития, такими, которые
обнаруживаются только у отдельного
конкретного человека и генетически
связаны с конкретными
Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
Третья традиция – понимание
индивидуальности как целостности
и как принципиально нового уровня
рассмотрения личности. Следовательно,
в этом смысле мы должны рассматривать
индивидуальность как принципиально
новое образование в структуре
человека. Если рассматривать ряд
«индивид – субъект деятельности
– личность», то в этом ряду интеграты
каждого уровня являются предпосылками,
возможностями и одновременно формой
проявления психического образования
следующего уровня. Так, темпераментные
характеристики и задатки являются
одной из основ и одним из факторов,
определяющих возможности формирования
субъектных характеристик, и вместе
с тем одновременно – формально-динамическими
особенностями их проявления; способности
как субъектные характеристики являются
одновременно и предпосылкой, возможностью
более активного включения