Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:16, реферат
В конце XIX в. психологию проникают и быстро завоевывают популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий.
При исследовании процесса мышления наименее критичными оказались эксперименты, в которых сопоставляли результаты мыслительных операций людей с высоким и низким интеллектом.
Введение……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.
I. Кратко об истории возникновения понятия интеллекта в психологии………………………………..4
II. Подходы к изучению интеллекта………………………………………………………………………..6
III. Коэффициент интеллекта (IQ) ………………………………………………………………………..18
IV. Креативность и ее связь с интеллектом……………………………………………………….……...21
Глава 2.
V. Методики исследования интеллекта….………………………………………………………………..23
1. Тесты Стенфорд-Бинэ …………………………………………………………………………………..23
2. Тест Векслера……………………………………………………………………………………………24
3. Тест Айзенка……………………………………………………………………………………………..25
4. Прогрессивные матрицы Равена……………………………………………………………………….26
5. Тест Кеттела/Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT)……………………………………..…28
6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)……………………………………………………...29
7. Методика исследования социального интеллекта…………………………………………………….30
8. Методика « Интеллектуальная лабильность» ………………………………………………………...35
9. Корректурная таблица Бентона………………………………………………………………………...36
10. Краткий отборочный тест ( КОТ) на интеллект (под редакцией Бузина Н.В.)……………………39
11. Краткий ориентировочный тест (КОТ-2) (адаптация Пахомовым теста Вандерлинка)…………. 44
VI. Вывод…………………………………………………………………………………………………...46
Список литературы ……..…………………………………………………………………………………4
Серия B. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
Серия С. задания этой серии содержит сложные изменения фигур в соответствие с принципом их непрерывного развития, обобщения по вертикале и горизонтали.
Серия D. Состоит по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.
Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решений заданий в этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей “сборки” недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам проводятся в соответствии с возрастными нормами в соответствии в процентили или станайты. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ показатель.
Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью Р.п.м.. является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются, а соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Например, при общей оценке в 26 «сырых» баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А — 10; B—7; С — 5; D — 3; E — 1. Табличное распределение сравнивается с полученным в конкретном случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0—4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) разные теста считаются недостоверными.
Сопоставление реального и ожидаемого распределения числа правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполнявших задание путем угадывания. Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).
Цветной вариант Р. п. м. состоит из трех серий — А, Ав, В по 12 матриц в каждой серии. Обработка полученных результатов такая же, как в черно-белом варианте Р. п. м. Оба варианта могут быть использованы как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).
Данные, полученные с помощью Р. л. м., хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так коэффициенты корреляции между результатами теста (форма A B C D E) и wisc-r составляет 0.75-0.74: для испытуемых в возрасти 9-10 лет –0.91: Стенфорд – Бине умственного развития шкалы – 0.66: Выготского – Сахарова теста – 0.54. наиболее высока корреляция оценок Р.п.м. с группой арифметических тестов (0.74 – 0.87). Коэффициент надежности теста, по данных различных исследований, варьирует от 0.70 до 0.89. Средняя трудность заданий теста – 32.12%. показатель валидности прогностической теста – 0.72.
Коэффициент надежности теста, по денным различных исследований, варьирует от- 0.70 до 0.89. Средняя трудность заданий теста—32.12%. Показатель валидности прогностической теста (по связи с критериями успеваемости) — 0,72.
Существуют модификации Р. п. м. Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом, 1977. 1982). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения (усложнение задании, введение новых серии). Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill Hill Vocabulary Scales) что, по мнению разработчиков, в немалой мере способствует расширению области применения теста. Интересная модификация Р. п. м., а также процедуры обследования предложена югославскими психологами (3. Буяс, 1961). В этом случае предусмотрена дифференцированная форма оценки ответов обследуемую. От них требуется указать на три фрагмента из тех, которые предложены для восполнения матрицы: точно подходящей, подходящий более-менее и совершенно не подходящий. Это дает возможность качественной оценки результатов, отпадает также необходимость в использовании индекса вариабельности - Р. п. м. благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования получили широкое распространение в психодиагностике.
В отечественных исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С. М. Морозов, 1979. 1990 и др.).
5. Тест Кеттела
Культурно - свободный интеллекта тест (CFIT).
Предназначен для измерения интеллектуального развития, не зависимого от влияния факторов окружающей среды. Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.
Предназначен:
а) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В)
б) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А В)
Первый вариант теста состоит из 8 субтестов, 4 из которых рассматриваются автором в качестве свободных от влияния культуры:
«подстановка»; «классификация»
«выбор называемых предметов»
«лабиринты»
«картинки с недостающими деталями»
«выполнение указания»
«загадки»
«определение сходства»
Время решений всех заданий 22-27 минут.
Все задания имеют графическую форму.
Время выполнения каждого субтеста ограничено.
Номер субтестов | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 часть |
4 мин. |
4 мин. |
4 мин. |
3 мин. |
2 часть |
3 мин. |
3 мин. |
3 мин. |
3 мин. |
В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым субтестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.
Все тесты имеют примеры, и поэтому перед началом работы с тестом тестируемый учится решать задачи из "Примеров" вместе с исследователем, а затем допускается к решению тестовых задач в условиях определенного времени.
При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов, вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.
Обработка и интерпретация результатов:
Результаты тестирования сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.
Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него - об отставании в умственном развитии.
Стимульный материал культурно-свободного теста на интеллект в графических формах представлен в ряде альманахов психологических тестов, а так же в сети Интернет в виде готовых программ тестирования.
В некоторых случаях (например, при тестировании детей) стимульный материал желательно предъявлять в виде увеличенных в размерах копий (30 х 45 см.).
6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)
Отдельные способности человека не существуют
как изолированные элементы, их развитие
взаимосвязано и объединено в определенных
и, в то же время, подвижных структурах.
Эти структуры способностей являются
взаимодополнимыми, что обеспечивает
не только уникальность, но и универсальность
возможностей человека. В индивидуально-своеобразных
особенностях личности существенное место
занимают интеллектуальные, по структуре
которых можно опосредованно судить о
возможных профессиональных способностях.
Эта идея единства структур способностей
послужила основой многих интеллектуально-
Целью данной методики является диагностика различных аспектов умственной деятельности человека в возрасте от 13 до 61 года.
Максимальные результаты по всем субтестам 20 баллов.:
Всего 9 субтестов: субтест №1 (ОС) проверяет осведомленность, субтест №2 (ИЛ) – исключение лишнего, субтест №3 (ПА) - поиск аналогий, субтест №4 (ОО) – определение общего, субтест №5 (АР) – арифметический, субтест№6 (О3) – определение закономерностей, субтест №7 (ГС) – геометрическое сложение, субтест №8 (ПВ) – пространственное воображение, субтест №9 (З) – запоминание.
Субтест 1 (ОС) - "Логический отбор" - исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных в качестве ответа слов.
Субтест 2 (ИЛ)- "Определение черт" - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В заданиях предлагается пять слов, из которых четыре имеют общую смысловую связь, а одно такой связи не имеет. В качестве ответа необходимо указать это слово.
Субтест 3(ПА) - "Аналогия" - анализ комбинаторных способностей, то есть умения строить аналогии. В заданиях необходимо установить связь, аналогичную той, которая существует между парой предложенных слов.
Субтест 4(ОО) - "Классификация" - оценка способности выносить суждения. В заданиях этого типа испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Субтест 5(АР) - "Задания на счет" - оценка уровня развития практического мышления. Состоит из 20 арифметических задач.
Субтест 6(ОЗ) - "Ряды чисел" - анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его.
Субтест 7(ГС) - "Выбор фигуры" - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Задания состоят из разделенных на части геометрических фигур. В качестве ответа необходимо указать фигуру, которая соответствует фигуре - заданию.
Субтест 8(ПВ) - "Задания с кубиками" - исследование того же, что и в субтесте 7, но при оперировании пространственными фигурами. Задания состоят из отдельных кубиков, имеющих различные пометки на гранях. Эти кубики - задания необходимо идентифицировать с кубиками - ответами.
Субтест 9 (З) - "Задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное". В заданиях необходимо запомнить слова, соединенные в группы. После этого эти слова предлагаются в качестве заданий и необходимо вспомнить, в какую из групп они входят.
После этого проводится обработка (в баллах по шкалам). Субтесты 1,2,3,4 и 9 позволяют оценить развитость гуманитарных способностей; субтесты 5,6,7 и 8 - естественно-научных; субтесты 7,8 - технических, а субтесты 5 и 6 - математических способностей.
После подсчета баллов по каждому субтесту полученные значения переводятся в нормированные баллы по специальной таблице. Общая сумма баллов по всем субтестам также переводится в нормированные баллы с учетом возраста.
На основе этих данных строится график, который помогает нагляднее представить, с каким из видов заданий испытуемый справился лучше, а с каким хуже.
130 |
ОС |
ИЛ |
ПА |
ОО |
АР |
ОЗ |
ГС |
ПВ |
З |
120 |
|||||||||
110 |
|||||||||
100 |
|||||||||
90 |
|||||||||
80 |
|||||||||
70 |
Информация о работе Интеллект. Методики исследования интеллекта