Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических и эмпирических исследований интерперсональных факторов депрессивных расстройств.
Задачи:
1) Изучение проблемы хронификации депрессии, а также факторов, приводящих к ее хронификации. Этому будет посвящена глава 1.
2) Обзор и анализ имеющихся работ и исследований интерперсональных факторов депрессии. Этот обзор проведен в главе 2.
3) Исследование влияния интерперсональных факторов на индивида. В главе 2.
Введение
Глава 1
• Клиническая феноменология депрессии
• Проблема хронификации депрессии
• Факторы хронификации депрессии
Глава 2
• Теория привязанности Дж. Боулби
• Концепция социальной поддержки
• Концепция социального интеллекта
Выводы
Заключение
Список литературы.
А.Gotlib и С.Hammen считают, что у людей, страдающих депрессией, отмечается дефицит социальных навыков, который проявляется в том, что они хуже решают проблемы межличностного характера, в беседе говорят медленно и монотонно, хуже поддерживают контакт глаз (Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004).
Отечественный психолог Д.В. Люсин понимает под эмоциональным интеллектом «способность понимания своих и чужих эмоций и управление ими». Автор подразделяет эмоциональный интеллект на два вида, он говорит об внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.
Д.В. Люсин предложил свою модель, описывающую эмоциональный интеллект. В свою модель Д.В. Люсин включил :
1. Когнитивные способности скорость и точность переработки эмоциональной информации);
2.представления об эмоциях;
3. Особенности эмоциональности. ( Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.).
Представляется возможным рассмотреть проблему эмоционального интеллекта в более широком смысле, а именно в контексте социального интеллекта. Эмоциональный интеллект в таком случае будет рассматриваться как часть социального.
Большинство специалистов склоняются к тому, что понятие социальный интеллект ввел впервые в 1920 году Э. Торндайк. Он определял этот термин как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других».
Существуют разные представления о понятии «социальный интеллект». Д. Векслеру удалось обобщить эти представления и предложить определение социального интеллекта как «приспособленность индивида к человеческому бытию». (ссылка)
Психолог Дж. Гилфорд, создатель многофакторной модели интеллекта, уделяет важное внимание социальному интеллекту. В модели Дж. Гилфорда чуть больше тридцати способностей, которые относятся к социальному интеллекту. Автор знаменитой модели заостряет внимание на том, что понимание поведения других людей и самого себя преимущественно носит невербальный характер.
Многие исследователи пытались создать методический инструмент с целью измерения социального интеллекта, но решение этой задачи не предоставлялось возможным. Но, все чаще стали проводиться исследования социального интеллекта, которые основывались на невербальных способах оценки социального интеллекта, что дало толчок в решении поставленной задачи. Хотелось бы отметить, что С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, в которой они выделили семь составляющих, которые являются основными в их концепции. В концепции есть две группы элементов- когнитивные и поведенческие. Когнитивные элементы включают в себя:
Поведенческие элементы включают в себя:
В данной модели акцентируется внимание на то, что социальный интеллект это взаимосвязь когнитивного и аффективного.
Также в этой области работали такие исследователи как Р.И. Риггио, Ф.С. Чапин, Р. Розенталь, Д.Ачер и Р.М, Акерт, Р.Стенберг и Дж.Смит, К. Джонс и Дж.Д. Дэй, Р.Кантор и Р. Харлоу и многие другие. Также важное значение имели , тест Дж.Вашингтона, тест «профиль невербальной чувствительности PONS», «тест социальной интерпретации» (SIT), методика «способ определения расшифрованных знаний » и многие другие.
Отдельно хотелось бы отметить данную отечественным психологом Д.В. Ушаковым характеристику структурных особенностей социального интеллекта. По мнению Д.В. Ушакова социальный интеллект обладает такими особенностями как «континуальный характер, использование невербальной репрезентации, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, а также использование «внутреннего» опыта ».
Также социальный интеллект можно подразделить на «кристаллизованные знания» и социально-когнитивную гибкость. Кристаллизованные знания включают в себя 2 вида знаний- полученные собственным опытным путем и знания, полученные в результате социального научения. Социально-когнитивная гибкость подразумевает умение применять социальные знания при решении неизвестных проблем. (ссылка)
Таким образом, когнитивные, поведенческие и эмоциональные критерии являются характеристиками концепции социального интеллекта.
Заключение.
Постараемся подвести итоги проделанной работы относительно изучения интерперсональных факторов депрессии, опираясь на задачи, которые мы выдвинули в начале работы :
Выводы.
В нашей работе мы рассмотрели данные о распространенности депрессий среди населения, которые бесспорно свидетельствуют о том, что изучение факторов возникновения депрессий, и вообще депрессии в целом, включая подходы и методы ее лечения, является необходимым
Большая распространённость явлений хронификации депрессивных и тревожных расстройств указывает на необходимость изучения ряда психологических факторов, приводящих к хронификации. Среди интерперсональных факторов хронификаций доказано то, что качество социальной поддержки и параметры социальной сети тесно связаны с формированием неблагоприятного типа течения депрессивных и расстройств.
Социальной поддержке уделяется большое внимание, поскольку она несет в себе очень важную функцию. Социальная поддержка и качество социальной сети являются очень мощными протекторами, препятствующими возникновению психических расстройств. Адекватная социальная поддержка во многом не только снижает риск возникновения аффективного расстройства, но и в случае его возникновения способствует быстрому выздоровлению.
Список литературы:
Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф., Люпаева Н.В., 2003;
Пуговкина О.Д., 2006
Гаранян Н.Г., Васильева М.Н., 2008
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю., 2001)
Подкорытов В.С., Чайка Ю.Ю. 2002).
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А., 2003
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. 1998).
Мосолов .Н. 2002
Фрейд 1917, Абрахам 1924- ИНТЕРНА
У. Крейн «Теории развития»
Дж. Боулби. Привязанность, пер. с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В.Бурменской общая редакция и вступительная статья кандидата психологических наук Г.В.Бурменской
Кассел, 1976
Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004
Шмунк Е.В., 2009
Laireiter & Baumann, 1988
Перре М., Бауман У., 2007).
Савенков А.И. 2005
Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта// Вестник практической психологии образования. 2005 №3 (4). Июль- сентябрь. С. 4-10.) .
Bar-On, 1997.цит. по: Практический интеллект/ Под ред. Р. Стернберга. СПб.,2003. С. 88
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.).