Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:37, реферат
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто работники детского сада считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо — они делают это сами. Таким образом, интуитивно педагоги понимают тайну «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми я подбираю задания и игры в сказочной форме. При этом я полностью исключаю негативную оценку действий и результатов ребенка и стараюсь максимально поощрять фантазию и творческий подход.
Реализация этих принципов
позволяет усилить
Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.
1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.
2. Чистый, просеянный, прокаленный
в духовом шкафу песок. Он
не должен быть слишком
Для песочных игр песок должен быть влажным.
3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:
— фигурки людей;
— здания (дома, школы, церкви, замки);
— животные (домашние, дикие, морские, древние);
— машины (сухопутные, водные, космические, боевые);
— растения (деревья, кусты, цветы, овощи);
— постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);
— ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;
— символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;
— фигурки сказочных героев (добрых и злых);
— пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.
Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.
5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.
8. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.
Таким образом, игра в психоаналитической
практике рассматривалась как
Игровая терапия, центрированная на клиенте
Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.
Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.
Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.
Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:
· нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;
· низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;
· высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;
· эмоциональная лабильность и неустойчивость.
Цели игровой терапии,
центрированной на клиенте. Когда мы
говорим о целях игровой
В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.
Вместе с тем целью
коррекции не может и не должно
быть прямое изменение личности ребенка,
поскольку постановка подобной цели
означала бы отвержение ребенка таким,
какой он есть, и противоречило
бы исходному постулату «клиент-
Коррекция, напротив, должна быть направлена на утверждение уникального «Я» ребенка, его самоценности.
Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:
расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок - взрослый»;
повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
оптимизация развития «Я-концепции»;
повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я».
Стадии процесса игровой терапии, центрированной на ребенке
Стадии процесса игровой
терапии возникают как
2. Практическая реализация метода игротерапии в психокоррекционной практике
2.1. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонения
Формирование разумного или пр
Отклоняющееся, неконструктивное поведение проявляется в агресс
В процессе изучения источников мы обнаружили, что для обозначения отклоняющегося поведения авторы используют самые разные термины. На основании работ Вайнер М. Э., Мурашовой Е. В., Волковой-Гаспаровой Е, Широковой Г. А., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б., Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М. и др., посвященных неконструктивному поведению, нами была проведена сравнительная характеристика различных типов неконструктивного поведения. Несмотря на различную интерпретацию названий, все типы неконструктивного поведения можно разделить на 6 разновидностей: 1 группа – импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»; 2 группа – демонстративное, дети-«капризы»; 3 –группа – протестное; 4 группа - агрессивное; 5 –группа – недисциплинированное, «уход от деятельности»; 6 группа – конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.
Современная наука рассматрива
Использование игры в психолог
Сегодня существует несколько