Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах, в частности в России отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которой являются травмы и порча школьного имущества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния
рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет ……………..……………6
Понятие агрессии, основные теоретические подходы ………….6
Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия ..12
Воздействие рок-музыки на психику подростка ………………17
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков ……………………………………………………..27
2.1 Организация и методы исследования …………………………..27
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.. ………………………….……………..30
2.3. Исследование взаимосвязи рок-музыки и агрессивности. …….34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………..42
Литература ………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Rok_i_agressia_Kursovaya_rabota (1).doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

 

Где  ,

 

 

 

 

С помощью формулы  получаем следующие данные:

 

Мы получили значение критерия t-Стъюдента:

Различия в средних значениях считаются достоверными, если эмпирическое значение t-Стъюдента превышает критическое значение, соответствующее заданному уровню достоверности.

Значение находится из специальной таблицы распределения критических значений t-Стъюдента и определяется зависимостью от числа степеней свободы:

 при p=0,10

 при p=0,05

 при p=0,01

 

Наше эмпирическое значение лежит в зоне значимости. Принимаем альтернативную гипотезу  по показателю агрессивности.

Таким образом, различия уровня агрессивности между подростками слушающими и не слушающими рок-музыку значимы более чем на 1% уровне, или, иначе говоря, средний уровень агрессивности подростков слушающих рок-музыку существенно выше, чем у подростков не слушающих рок-музыку.

 

Проведем еще одно дополнительное исследование с помощью бисериального коэффициента корреляции. В тех случаях, когда одна переменная измеряется в дихотомической шкале, а другая в шкале интервалов или отношений, мы используем бисериальный коэффициент корреляции. Расчет этого коэффициента производится по формуле:

где среднее по тем элементам переменой Y, которым соответствует значение 1 переменной X. Здесь - количество единичек в переменной X.

 среднее по тем элементам переменной Y. Которым соответствует  значение 0 переменной X.

  –  общее количество элементов в переменной X.

- стандартное отклонение переменной Y.

Составим таблицу данных:

Таблица 3

Агрессивность

Да/нет

Агрессивность

Да/нет

1

16

0

16

24

1

2

17

0

17

18

1

3

17

0

18

19

1

4

18

0

19

20

1

5

19

0

20

20

1

6

20

0

21

21

1

7

20

0

22

21

1

8

21

0

23

21

1

9

21

0

24

21

1

10

21

0

25

22

1

11

22

0

26

22

1

12

22

0

27

23

1

13

23

0

28

23

1

14

23

0

29

24

1

15

18

0

30

25

1


 

В нашем случае, для решения задачи введем коды: для подростков слушающих рок-музыку – код 1, для подростков не слушающих – код 0. Выходит, что n1=n0=15. Тогда - общее число испытуемых.

Вычисляем по формуле:

Теперь проверим значимость полученного коэффициента корреляции с помощью формулы, при :

Число степеней свободы равно . По таблице находим критические значения критерия Стъюдента:

 при p=0,05

 при p=0,01

Наш результат попадает в зону значимости, поэтому принимаем гипотезу  по показателю агрессивности. Иными словами, средний уровень агрессивности подростков слушающих рок-музыку существенно выше, чем у подростков не слушающих рок-музыку

 

Эмпирические данные полностью подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что уровень агрессивности у подростков, слушающих рок-музыку выше уровня агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку.

Поскольку рок-музыка влияет на агрессивность подростков, необходимо сформировать комплекс практических рекомендаций для педагогов, работающих с такими подростками для подавления их агрессивности.

Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние.      

Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте, можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в прыжках, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.      

Необходимо объяснить подростку, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов, что агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.      

Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным причинам. В том числе и из-за девушки. Можно ли в данном случае однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет. А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходим тщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов.

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:

  1. Посчитать до десяти.
  2. Сделать 10—12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией).
  3. Походить, если это возможно, взад вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
  4. Порвать какую­нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Та­кую бумагу можно не только просто разорвать, но и торжественно сжечь, соблюдая, конечно, все правила пожарной безопасности.
  5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком­нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей чтото вроде боксерской груши.
  6. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой­нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом. 
    Выводы по главе 2

Данная глава разделена на две части, в первой части рассказывается о базе и методах исследования. В ней описаны данные о респондентах (кто принимал участие, средний возраст и др.) и методики, которые участвовали в опросе. Исследование проводилось на основе Теста-опросника Басса-Дарки. Также описываются содержание этих тестов (контингент, диагностическая цель, описание тестов автором и др.). Во второй части этой главы идет анализ и интерпретация результатов. Включает в себя графические описания полученных результатов, благодаря которым, можно видеть подтверждение моей гипотезы.

После проведения всех исследований я обнаружила, что моя гипотеза полностью подтвердилась, т.к. по всем результатам видно, что уровень агрессивности у подростков, слушающих рок-музыку выше уровня агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку.

Это позволило сделать несколько практических рекомендаций по сдерживанию и подавлению агрессии у подростков.

 

 

Заключение

В ходе рассмотрения вопроса о влиянии рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет мы выяснили следующее:

Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. А агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Изучили мотивы агрессивного поведения, рок-музыку в том числе

Узнали о способах воздействия рок-музыки на психику подростка. Об  отличительных чертах рок-музыки, которые оказывают непосредственное влияние на психику подростка, а следовательно и на его уровень агрессивности. О возможных результатах воздействия рок-музыки на мозг подростка. Выяснили, что рок-музыка стимулирует и предрасполагает подростка к более агрессивному поведению в результате ритмичности музыки, монотонных повторений и сильной громкости.

Эмпирические данные полностью подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что уровень агрессивности у подростков, слушающих рок-музыку выше уровня агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку. Это позволило сделать несколько практических рекомендаций по сдерживанию и подавлению агрессии у подростков. Исследование проводилось на основе Опросника Басса-Дарки.

Таким образом, можно утверждать, что слушание рок-музыки в большей степени влияет на агрессивность подростков, но я считаю что агрессивность необходимо предупреждать и подавлять. Это следует делать родителям подростка и педагогам, работающим с такими подростками.

В работе были приведены некоторые практические рекомендации, которые одинаково полезны и родителям и педагогам, работающим с агрессивными подростками.

 

 

Литература

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М.: Педагогика, 1999. - 512 с.
  2. Кон И. С. «Какими они себя видят?» / Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. - М.: Педагогика, 1988. - 256 с.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просещение, 1989. – 256с.
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999. – 179с.
  5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  6. Семенюк Л.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96с.
  7. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.
  8. Воронова В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. – С. 20-25.
  9. Дысютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар?//Философские науки. – 2003. - №64. – С. 32-50.
  10. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. - №3. - С.87-96.
  11. Маркеева, А.Н. Неформальные молодежные объединения и подростковый наркотизм// Биология в шк. – 2006. - №2. - С. 56-61.
  12. Молодежная культура как объект исследования // Доп. Образование и воспитание. -2007. – №1. – С. 83-86.
  13. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 1990. - №7. – С.74-78.
  14. Румянцев, О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. – С.87-103.
  15. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3. – С. 11-15.
  16. Щекочихин, Ю. Члены неформальных объединений сами о себе// Воспит. школьников. 1988. - №5. -С. 53-58.
  17. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 1990. - №5. – С.133-136.
  18. «Общая психодиагностика»/ Под ред. А.А.Богдалева, В.В.Столина. – М.,1997.
  19. Островский Э.В. «Психология и педагогика». – М.: 2006. – 380с.
  20. А.А.Реан «Психология развития человека от рождения до смерти». / А.А.Реан. 2-е переизд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 863с.

 

 

 


Информация о работе Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков