- Важно
обратить серьезное внимание
на массовое ущемление потребностей
и нужд этнического характера,
выявленное в большинстве регионов.
Данное обстоятельство, если ситуация
не изменится, очевидно, активизирует
как титульные нации, так и
национальные меньшинства в отстаивании
первыми своих прерогатив, а вторыми
элементарных прав, причем любыми
способами, не исключая насилие.
Низкая оценка собственного национального
статуса русскими, их озабоченность
своим будущим в отдельных
регионах чреваты возникновением
синдрома социальной обиды, расширением
масштабов русского национального
движения, более жестким противодействием
антирусским настроениям и акциям.
- Государственная
политика призвана стать в большей мере,
чем когда бы то ни было, национально-региональной,
учитывающей специфику и Северного Кавказа,
и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока.
Только такая политика в состоянии обеспечить
относительно безболезненный переход
от по существу унитарного государства,
каким был Советский Союз, к федеративному,
каким стремится стать новая Россия. Укрепление
самостоятельности регионов, не противопоставляющих
себя Центру, но сотрудничающих с ним,
ведет к приоритету наднациональных ценностей,
приближает реализацию общенациональной
задачи – возродить великую и сильную
державу с демократическими порядками
и социально ориентированной экономикой.
Все это даст возможность не
только правильно оценить сложившуюся
ситуацию, но и во многом предвидеть
ее развитие, а значит – преуспеть в предупреждении
межнациональных трений и конфликтов.
Такая работа в регионах лишь начинается.
Вот почему взаимодействие и кооперация
социологических служб в Центре и на местах,
как и возобновление научных связей с
социологами ближнего зарубежья, были
бы очень полезными и продуктивными.
Сегодня
тот факт, что в России проживают
люди многих национальностей,
граждане России примерно с равной
частотой расценивают положительно и
отрицательно: 37% сказали, что это приносит
стране больше пользы, 35% – что больше
вреда (еще 28% затрудняются с ответом).
Если сравнивать эти показатели с данными
2002 года, то можно отметить незначительную
негативную динамику: тогда о пользе многонациональности
говорили 41% респондентов, о вреде – 34%.
В то же время по сравнению с прошлым годом
фактор многонациональности оценивается
чуть более позитивно: в сентябре 2006 г.
о преимущественной пользе проживания
в России людей разных национальностей
говорили 34%, а о вреде – 39%. Возможно, такое
увеличение доли негативных оценок в прошлом
году было связано с событиями в Кондопоге,
а теперь распределение мнений возвращается
к прежнему уровню.
Четверть опрошенных (25%) заявляют, что
испытывают раздражение и неприязнь
по отношению к представителям
той или иной национальности,
причем чаще всего об этом
говорят москвичи (42%). 69% сказали,
что такой неприязни не испытывают;
чаще других – люди старшего
возраста (74%), респонденты с низкими
доходами (76%) и жители сел (74%).
Причем доля испытывающих подобные
эмоции постепенно снижается:
так, в 2002 году о своей неприязни
к представителям других национальностей
говорили 32% участников опроса, а
в 2006 году – 28%.
На вопрос «в чем чаще всего заключаются
причины межнациональной розни в стране»
(вопрос задавался в открытой форме, ответили
на него 56% респондентов) чаще всего респонденты
говорили о засилье приезжих и их вызывающем
поведении ('многие приезжие не хотят себя
по-человечески вести' – 11%); о неправильной
внутренней политике государства, беззаконии,
коррупции ('в политике отсутствует национальный
вопрос'; 'власти нагнетают, сами обостряют
ситуацию'; 'нет порядка в стране, коррупция'
– 8%); о бедности населения, большом разрыве
между богатыми и бедными, зависти к богатым
('всем плохо живется, вот и сгоняют зло
друг на друге'; 'зависть, так как восточные
люди – богачи, наши – бедняки' – 7%); о
невоспитанности, бескультурье, несдержанности
людей (7%), о шовинистических настроениях,
действиях националистических группировок
(4%).
Кто-то считает, что причина
конфликтов кроется в различии
национальных традиций и религий
('из-за разных мировоззрений,
разных вер, традиций'). Кто-то
говорит о том, что 'есть
люди, которым выгодно устраивать
межнациональные конфликты' (по 3%). Некоторые
полагают, что межнациональные столкновения
происходят 'из-за раздела сфер
влияния' (3%) или являются 'конфликтами
криминальных групп' (1%). Высказывались
мнения, что конфликты между представителями
разных национальностей – это
следствие 'агрессивности молодежи'
(2%); алкоголизма, наркомании и
безделья (2%); что национальные столкновения
происходят 'из-за развала СССР',
из-за 'войны в Чечне' (по 1%).
Три четверти опрошенных (73%) воспринимают
ситуацию с межнациональными
отношениями там, где они живут,
как спокойную; 16% респондентов оценивают
ее как взрывоопасную (среди
москвичей – 47%). При этом четверть
респондентов (25%) говорят о том,
что за последний год в населенных
пунктах, где они живут, случались
конфликты между людьми разных
национальностей; 61% опрошенных таких
случаев не припоминают, 13% затрудняются
с ответом. О конфликтных ситуациях
чаще всего сообщают жители
Москвы (58%), мегаполисов и больших
городов (по 36%).
Тех, кто упоминал о межнациональных
конфликтах, произошедших там, где
они живут, попросили ответить,
изменилось ли число столкновений
на национальной почве за последний
год. Почти половина из упомянувших
о конфликтах (10% по выборке) считают,
что их число не изменилось,
чуть меньшая доля (8%) сказали,
что конфликтов стало больше,
и 4% – что меньше.
Респондентам был задан открытый
вопрос о причинах произошедших
в их населенном пункте межнациональных
конфликтов. Структура ответов на него
схожа со структурой ответов на вопрос
о причинах межнациональной розни в стране
в целом. Четверть ответивших на открытый
вопрос (5% по выборке в целом) говорят,
что причина произошедших столкновений
– вызывающее поведение приезжих ('потому
что к нам приезжают со своими законами,
люди не уважают местное население'), чуть
реже упоминаются национальные, расовые
предрассудки ('неуважение, неприязнь
к другим национальностям'; 'расисты' –
3%). Также говорилось о различиях во взглядах,
традициях и религии, о бездуховности
и невоспитанности населения (по 2%).
Среди прочих упомянутых причин
– неправильная политика властей;
'провокации каких-то сил'; борьба
за сферы влияния; тяжелая жизнь
людей; зависть, бытовые причины;
алкоголизм, наркомания; склонность
молодежи к конфликтам (по 1%).
7% опрошенных говорят, что произошедшие
в их населенном пункте межнациональные
конфликты не освещались в
местных СМИ. Вдвое больше (14%)
тех, кто сказал, что конфликты
освещались, причем 7% полагают, что
СМИ уделяли им столько внимания,
сколько следовало, 3% – что слишком
много, 4% – что недостаточно (4% затруднились
с ответом).
Всех респондентов спросили, попадались
ли им в средствах массовой
информации за последний год
сообщения о проявлениях национальной
розни в тех или иных регионах
России. Встречали такие сообщения
две трети (69%) опрошенных, не встречали
– 20%; 11% затруднились с ответом.
В целом россияне далеки от
единства в вопросе о том,
насколько детально должны освещаться
средствами массовой информации
различные эксцессы, происходящие
на межнациональной почве. Но
все же опрошенные втрое чаще
заявляют, что подробное освещение
межнациональных конфликтов в
СМИ ведет к усилению межнациональной
розни, чем к ее ослаблению
(31% и 10% соответственно). Еще 32% респондентов
полагают, что детальное освещение
конфликтов на уровне межнациональной
розни не сказывается (прочие
с ответом затрудняются).
Сейчас в российском правительстве
готовится законопроект, согласно
которому слово «национальный»
предлагается использовать только
относительно всего российского
государства, пишет «Независимая
газета».
Согласно данному законопроекту,
народы и этнические общности,
населяющие страну, право на этот
термин теряют.
«Поэтому вместо межнациональных
конфликтов останутся лишь «межэтнические»,
- отмечает издание.
В пояснительной записке к
законопроекту отмечается, что правка
нужна для того, чтобы прекратилась
неразбериха.
Ведь слово «национальный» в
некоторых случаях применяется
в отношении всего российского
государства, а в других - к
отношениям между различными
этническими группами. Теперь решено
называть их «народами и другими
этническими общностями».
Масштабная замена терминологии
проводится по поручению президента
России Дмитрия Медведева и
премьера Владимира Путина.
На заседании президиума Госсовета
в Уфе 11 февраля 2011 г. Дмитрий
Медведев приказал создать полноценную
русскую нацию при сохранении идентичности
всех народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования, проведенного
в курсовой работе, можно сделать следующие
выводы:
- Конечная цель исследования – закрепить,
углубить и расширить теоретические знания,
практических умений и навыков в разрешении
межкультурных конфликтов.
- Под конфликтом понимается любой вид
противоборства или несовпадения интересов.
- Одной из главных причин межкультурных
конфликтов служат культурные различия
между народами, которые могут принимать
форму противоречия или даже открытого
столкновения. Однако, в межкультурном
общении причинами коммуникативных конфликтов
могут выступать не только культурные
различия. За этим часто стоят вопросы
власти или статуса, социальное расслоение,
конфликт поколений.
- В ситуации межкультурной напряженности
или конфликта наблюдается чрезмерное
акцентирование различий между противоборствующими
сторонами, которое может принимать форму
противопоставления собственной этнической
группы другой группе.
- Современная конфликтология утверждает,
что любой конфликт можно урегулировать
или значительно ослабить, если сознательно
придерживаться одного из пяти стилей
поведения: соревнование, сотрудничество,
уход от конфликта, уступчивость, компромисс,
а наиболее приемлемой формой урегулирования
межкультурных конфликтов является достижение
баланса интересов между сторонами, что
позволяет в конечном счете устранить
саму причину конфликта.
- Урегулирование конфликтов – сложная
область деятельности, которая требует
наличие четкого механизма. В процессе
урегулирования конфликта необходим учет
социокультурной среды каждой стороны,
а также уровня и характера развития межкультурных
отношений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василик М.А.
Основы теории коммуникации. / под ред.
М.А. Василика // Гардерика, М.,2005;
2. Песикова Т.Н.
Межкультурная коммуникация и корпоративная
культура // М.:Логос,2002;
3. Садохин А.П.,
Теория и практика межкультурной коммуникации//М.:ЮНИТИ,2004;
4. http://www.gumer.info/bibliotek.ru
5. http://bd.fom.ru
6. http://www.rupor.info
7. Основы межкультурной
коммуникации Basics of intercultural communication: Учеб.
для вузов по специальности "Межкультур.
коммуникация" / Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков,
А.П.Садохин; Под ред. А.П.Садохина. - М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8.
Тер-Минасова С. Г., Язык и межкультурная
коммуникация: (Учеб. пособие) — М.: Слово/
Slovo , 2000;