Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
на основе теоретического анализа научной литературы выделить особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать мотивы учения младших школьников и их формирование;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..7
1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности……………….7
1.1. Психологические характеристики отдельных сторон и мотивационной сферы учения…………………………………………………………………………….7
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование……………..9
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация…….9
1.2.2. Широкие социальные мотивы…………………………………………..12
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………..20
2.1. Методы исследования учебной мотивации младших школьников….20
2.2. Формирование мотивационной сферы учащихся на уроках…………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Психология - копия.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

3. 15-19 баллов – средний уровень показали 3 человека, набрав свыше 15 баллов, что составило 12%.

У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

4.  10-14 баллов – низкий уровень  школьной мотивации показали 6 человек, которые набрали выше 10 баллов, что составило 26%.

Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности.

Им не всегда нравилось выполнять домашние задания, ученики хотели бы увеличить время на перемены. О школе, ученики этой категории, очень редко рассказывали родителям.

Таким образом, высокий уровень школьной мотивации показали 8 человек, что составило 36%; уровень «выше среднего» показали 6 человек, что составило 26%; средний уровень показали 3 человека, что составило 12%; низкий уровень показали 6 человек, что составило 26%.

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана такая экспериментальная ситуация: детям был прочитан рассказ. (см. Приложение В).

После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый перечень мотивов. Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует его желаниям и интересам (сделать два выбора). По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения. (см. Приложение Г).

По ответам детей и их выбору мы определили следующий круг мотивов:

Познавательные мотивы – непосредственно связанные с содержанием и процессом учения. Способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнавать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями. Способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 18 человек из 23, что составило 78%.

Мотивы самоопределения – связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитыми. Этот мотив преобладал у 9 человек из 23, что составило 38%.

Мотивы самосовершенствования – выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%

Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 8 человек из 23, что составил 34%.

Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 3 человек из 23, что составило 12%.

Мотивация избегания неудачи – дети старались избежать недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Она сопровождалась тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придавала их учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника являлся интерес. Интерес определялся как положительное оценочное отношение школьника к его деятельности, к окружающему миру и конкретному предмету и служил необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчался процесс развития у них познавательных функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникало желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Например, на уроках окружающего мира дети любили исследовать карту и свои атласы; на уроках чтения ученикам нравилось читать о необычных историях, которые происходили с людьми или сказочными героями; на уроках изобразительного искусства дети сначала с живым интересом представляли картину, которую будут рисовать и рассказывали о ней; также им нравилось рассматривать иллюстрации на уроках русского языка, чтения, изобразительного искусства и окружающего мира.

В процессе учебной деятельности с учащимися был проведен анализ на выявление предпочитаемого места и интереса школьника к предмету. Детям предлагалось выбрать из предложенных предметов 3 наиболее предпочитаемых и проранжировать их. Предлагались такие предметы: русский язык, чтение, окружающий мир, литература, труд информатика, изобразительное искусство, художественная культура.

После выявления наиболее предпочитаемых предметов выбранных учениками, нами была использована методика М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке» для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу учения. (см. Приложение Д). По тому, какие занятия выбирает ребенок, мы судили о мотивах, поскольку, если даже мотив не осознается, он проявляется в переживаниях, в желании что-то делать или не делать.

В ходе исследования мы сделали вывод о том, что учащихся в большей степени привлекала занимательность на уроке, сам процесс действий, поисково-исполнительская деятельность, также они отмечали привлекательность творческой деятельности. Все это помогало планировать процесс обучения.

Развитию положительной учебной мотивации способствовало: умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых при обучении на уроках математики и русского языка; умение оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов на уроках трудового обучения, информатики и окружающего мира; характер содержания изучаемой темы, возможности поставленных целей на уроках чтения и художественной культуры.

Все выше перечисленное и выборы детей обеспечивали планирование процесса обучения с целью повышения мотивационно-потребностной сферы школьников.

2.2. Формирование мотивационной  сферы учащихся на уроках

Для того, чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение, учебная деятельность строилась особым образом через 3 этапа.

Мотивационный этап состоял из следующих учебных действий на уроках русского языка, математики, чтения, информатики.

1. Создавалась учебно-проблемная  ситуация, которая вводила учащихся  в предмет изучения предстоящей  темы программы. Учебно-проблемная  ситуация была создана разными  приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно на основе изучения данной темы. Мотивационный этап предполагал начало уроков с объявления темы. Важно было заинтересовать учеников. Интерес вызывали неожиданные вопросы, проблемная ситуация, интересный рассказ, загадочная пословица на уроках русского языка, чтения, литературе, художественной культуре.

Например, на уроках чтения детям предлагалось прочитать такую пословицу: «Книгу читаешь – на крыльях летаешь». Школьники высказывали свое мнение и раскрывали смысл пословицы, что в последующем раскрывало тему урока.

Все это пробуждало живую работу мысли и захватывало их чувства и воображение. Активизировала внимание школьников фраза: «Сегодня мы поразмышляем над важным вопросом». Например, на уроке окружающего мира: «В чем отличительные особенности лисы и песца?».

б) нашей беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы. Например, на уроке русского языка, перед изучением темы «Безударные гласные в корне слова « учитель говорит: «Представьте, что вам необходимо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа»;

2) Формулировалась основная учебная  задача, как итог обсуждения проблемной  ситуации. Это происходило, например, в такой форме: «Итак, мы должны  изучить способы проверки орфограмм».

Учебная задача показывала учащимся тот ориентир, на который они направляли свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важным условием организации учебной деятельности являлось поведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Учеников привлекали дела в которых было что-то яркое, необычное, соответствующее их интересам и желаниям. При проведении занятий улавливалось настроение детей, чередовались виды деятельности. Например, на уроках математики, после выполнения упражнения в ходе решения примеров, дети раскрыли слово «Мадагаскар». Мы предлагали учащимся посчитать сколько сказочных персонажей было в этом мультфильме и кто был высоким (маленьким) из зверей?

3) Самоконтроль и самооценка  возможностей предстоящей деятельности  по изучению темы являлись следующим учебным действием. Учитель сообщал, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создавалась установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках математики использовался следующий прием. В начале урока детям напоминалось о том, что при подведении итогов предыдущего урока многим ребятам плохо удавалось выполнять примеры, связанные с вычитанием многозначных чисел.

«Так, может быть, нам сегодня следует потренироваться в решении именно таких примеров?» - задавался вопрос школьникам. Это предложение находило поддержку у учащихся и в урок включалась работа, на которой отрабатывалось решение примеров на вычитание данного вида.

Весь этот этап изучения темы влиял на становление положительной мотивации учебной деятельности.

На втором этапе, операционально-познавательном, учащиеся усваивали содержание темы программы и овладевали учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависело от необходимости всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе. Все это способствовало становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Активизация учебной деятельности осуществлялась в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи на уроках  математики, информатики, литературе.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным на этом этапе являлся познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он активизировал умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формировался разными средствами. Одним из них являлась занимательность. Элементы занимательности вызывали у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогали им освоить любой учебный материал. Например, на уроках математики рассказывалось о происхождении чисел и предлагалось детям задачу с этим числом.

2. Познавательные вопросы на  уроках математики, окружающего  мира, художественной культуре.

Одним из путей активизации деятельности учащихся являлось установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

Например, такая задача на уроке математики: «Брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?». Учитель ставил дополнительный вопрос: «А через три года на сколько лет будет брат старше сестры?». Он позволял выяснить постоянство отношений «старше – моложе», повышал интерес к задаче, делал ее значимой в практическом плане, познавательной. 

3. Развивающие упражнения на  уроках математики и русского  языка.

Развивающими были такие упражнения, которые оказывали «существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей».

В процессе обучения математике включались упражнения для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

а) В чем сходство и различие равенств?

б) разбейте выражения на три группы по общему признаку.

4. Творческие задания на уроках  русского языка, чтения и художественной  культуры.

Различные творческие задания дети выполняли с большим удовольствием. Например:

а) С. Аксаков так описывает осень: «…Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса…»

- Представьте себе, что вам нужно  нарисовать картинку к этому  тексту. Подумайте, какими красками  вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.

б) ученикам предлагалось продолжить рассказ: «Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился…»

Все приведенные примеры заданий способствовали развитию творческих способностей детей и их познавательной активности.

Создание учебно-проблемных ситуаций начиналось с какой-либо практической работы.

Проблемное обучение способствовало поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию. Например, после изучения темы «Безударные гласные в корне слова» детям можно предложить оценить сочинение: «Ранее зимнее утро. Мы ходим в лес. Кругом пушистый снег. Ходим к высокой сосне. Как красива она в зимнем наряде! Ходим через овраг. Там колхозная птицеферма. Ходим мимо нее – и снова в лес. Бирезки стаят словна сказачные». На основе анализа текста дети делали вывод, что в словах есть ошибки. Дети вносили в текст исправления, используя известные способы проверки орфограмм.

Информация о работе Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов