Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
на основе теоретического анализа научной литературы выделить особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать мотивы учения младших школьников и их формирование;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..7
1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности……………….7
1.1. Психологические характеристики отдельных сторон и мотивационной сферы учения…………………………………………………………………………….7
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование……………..9
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация…….9
1.2.2. Широкие социальные мотивы…………………………………………..12
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………..20
2.1. Методы исследования учебной мотивации младших школьников….20
2.2. Формирование мотивационной сферы учащихся на уроках…………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Психология - копия.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Внешняя мотивация

мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами

2

Внутренняя мотивация

мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности

3

Интерес

мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности

4

Мотив

направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней

5

Мотивация

совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

6

Отметка (в педагогике)

результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимися в цифрах, буквах или иным образом

7

Познавательный мотив

познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками знаниями

8

Потребность

направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности

9

Учебная деятельность

вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться

10

Учебная мотивация

процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия направленные на выполнение учебной деятельности

11

Цель

направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности


 

Список использованных источников

1

Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001.

2

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.: Академия, 2002.

4

Гордеева Т.Е. Психологическая мотивация достижения. – М.: Академия, 2000.

5

Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении. – М.: Просвещение, 2003.

6

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Триада, 2002.

7

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: 1972.

8

Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

9

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2004.

10

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе//Психология и педагогика, №2, 1979.

11

Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2008.

12

Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.:Педагогика – Пресс, 2006.

13

Смирнов С.Д. Я – теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии. – М.: Просвещение, 2005.

14

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Просвещение, 2005.

15

Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 2004.


 

 

 


 



Информация о работе Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов