Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
на основе теоретического анализа научной литературы выделить особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать мотивы учения младших школьников и их формирование;
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..7
1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности……………….7
1.1. Психологические характеристики отдельных сторон и мотивационной сферы учения…………………………………………………………………………….7
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование……………..9
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация…….9
1.2.2. Широкие социальные мотивы…………………………………………..12
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………..20
2.1. Методы исследования учебной мотивации младших школьников….20
2.2. Формирование мотивационной сферы учащихся на уроках…………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………..
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Внешняя мотивация |
мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами |
2 |
Внутренняя мотивация |
мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности |
3 |
Интерес |
мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности |
4 |
Мотив |
направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней |
5 |
Мотивация |
совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность |
6 |
Отметка (в педагогике) |
результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимися в цифрах, буквах или иным образом |
7 |
Познавательный мотив |
познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками знаниями |
8 |
Потребность |
направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности |
9 |
Учебная деятельность |
вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться |
10 |
Учебная мотивация |
процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия направленные на выполнение учебной деятельности |
11 |
Цель |
направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности |
1 |
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001. |
2 |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. |
3 |
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.: Академия, 2002. |
4 |
Гордеева Т.Е. Психологическая мотивация достижения. – М.: Академия, 2000. |
5 |
Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении. – М.: Просвещение, 2003. |
6 |
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Триада, 2002. |
7 |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: 1972. |
8 |
Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. |
9 |
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2004. |
10 |
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе//Психология и педагогика, №2, 1979. |
11 |
Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2008. |
12 |
Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.:Педагогика – Пресс, 2006. |
13 |
Смирнов С.Д. Я – теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии. – М.: Просвещение, 2005. |
14 |
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Просвещение, 2005. |
15 |
Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 2004. |
Информация о работе Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов