Исследование общения в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть теоретические аспекты общения как предмета социально-психологического явления
Задачи данной работы заключаются в следующем:
Дать определения понятиям «общение» и «малая группа»
Определить основные типологии малых групп
Выделить ряд аспектов общения.

Содержание

Введение………………………………………………..………….…….….2
Глава 1. Теоретические проблемы общения в малых группах
1.1 Понятие и сущность малой группы…………….. ……..………….....4
1.2. Общение как социально-психологическое явление…………………8
1.3.Особенности общения в малой группе………………………………12

Глава 2. Исследование общения в малых группах
2.1 Организация исследования………………………..……….…….……17
2.2 Методы исследования………………………………………….………18
2.3 Результаты исследования………………………………………..……..22

Заключение………………………………………………………….……….24
Список литературы……………………………………………….…….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Дима курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Э.Берн выделяет следующие  три составляющие личности человека, которые обусловливают межличностное общение в малой группе, а так же характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское состояние «Я».16 Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние  «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) «состояние Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» проявляется тогда, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское «Я».

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Для оптимального функционирования межличностного общения в малой группе, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».17

2.3 Результаты исследования

Мы провели методику по выявлению индекса групповой сплоченности студентов МГУПС. Данная методика применилась для выявления индекса сплоченности учеников группы ГГУ - 312 и задачи нашего исследования были успешно достигнуты. А именно, была раскрыта сущность общения; рассмотрены особенности общения в малой группе. Уровни групповой сплоченности мы представили следующим образом: 16 баллов и выше – высокая;  2 – 15 балла – выше средней;  7- 11 – средняя; 5 – 6 – низкая. 

В ходе исследования мы определили индекс групповой сплоченности у каждого учащегося группы ГГУ-312. Мы выяснили, что высокий индекс сплоченности имеют 3 (15,8 %) опрошенных, уровень выше среднего- 6(31,5%)человек, средний - 7(31,5)человек, а низкий 3(15,8%).

 

Исходя из нашего исследования, мы можем сказать, что в группе преобладает средний уровень  групповой сплоченности. Это говорит о том, что в группе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своей группы.

Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.18

Возникнув благодаря внешним  обстоятельствам, малая группа «переживает» длительный процесс своего становления  в качестве психологической общности. Важнейшим содержанием этого  процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы.19

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения  в социальной психологии. Как нами было показано - общение связано  и с общественными и с личными  отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются  именно в общении.

Общение, являясь сложным  психологическим явлением, имеет  свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны.

1. Коммуникативная сторона  общения связана с обменом  информацией, обогащением друг  друга за счет накопления каждым  запаса знаний.

2. Интерактивная сторона  общения служит практическому  взаимодействию людей между собой  в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность  сотрудничать, помогать друг другу,  координировать свои действия, согласовывать  их. Отсутствие навыков и умений  общения или недостаточная их  сформированность отрицательно  сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона  общения характеризует процесс  восприятия людьми других людей,  процесс познания их индивидуальных  свойств и качеств. 

 

Таким образом, общение и  есть реализация всей системы отношений  человека. В нормальных обстоятельствах  отношения человека к окружающему  его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.
  3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2007.
  4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.
  5. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 2005
  6. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2005.
  8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 2008
  9. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2011.
  10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. 2008.
  11. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость, Санкт-Петербург 2012
  12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Аспект Пресс, 2007.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.

2 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 380 с.

3Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-638с.

4 Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 320 с.

5 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130

6 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 2008. С.132

7 Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2007. 54с.

8 Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2005.201с.

9 Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2005.202с.

10 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Аспект Пресс, 2007.с 68

11 Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2011. - 416 с.

12 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

13 Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 2005.79с.

14 Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 2005.80с.

15 Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость, Санкт-Петербург 2012 с.117

16 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 310 с

17 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 311 с

18 Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.с99

19 Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2005.119с

 


Информация о работе Исследование общения в малых группах