Исследование причин дезадаптации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что поступление ребенка в первый класс, также как и смена класса, школы, учителя и программы обучения - кризисный момент для всей семьи, поскольку, именно в этот момент вся семья может почувствовать себя беззащитной перед новыми требованиями, предъявляемыми ребенку, большим, чем предполагалось, объемом информации, вновь возникающими отношениями ребенка и родителей с детьми и учителями школы.
Последовательность освоения детьми школьной жизни можно описать следующим образом. В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т. д. Очень важно, чтобы учительница улыбалась детям, радовалась началу нового этапа жизни, была доброжелательной и красивой. Это первая, эмоциональная, ступень.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие дезадаптации в психологии 6
1.1. Определение адаптации 6
1.2. Школьная дезадаптация как психологическая проблема 8
Глава II. Дезадаптация младших школьников 17
2.1. Дезадаптация первоклассников 17
2.2.Особенности дезадаптации пятиклассников 18
2.3. Психологические причины дезадаптированности младших школьников 19
Глава III. Исследование причин дезадаптации младших школьников 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36
Приложение 3. 37
Приложение 4. 38
Приложение 5. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование причин дезадаптации младших школьников..doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Все эти ситуации оцениваются в 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме, учитываются их сюжеты:

    1. Учебная ситуация свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов).
    2. Ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием внешней мотивации (20 баллов).
    3. Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Для более полной оценки уровня школьной мотивации и процесса адаптации Н.Г. Лусканова предлагает применять также анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Учащиеся, набравшие:

25-30 баллов характеризуются высоким  уровнем школьной адаптации.

20-24 балла характерны для средней  нормы.

15-19 баллов указывают на внешнюю  мотивацию.

10-14 баллов свидетельствуют о  низком уровне школьной адаптации.

Ниже 10 баллов свидетельствуют о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Вопросы анкеты:

    1. Тебе нравится в школе или не очень?
    2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе хочется остаться дома?
    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
    4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    5. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?
    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы?
    7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    9. У тебя в классе много друзей?
    10. Тебе нравятся твои одноклассники?

В результате мы получили, что:

Высокий уровень школьной адаптации у 10% от общего числа испытуемых;

Средний уровень адаптации – 55% от общего числа испытуемых;

Дети с внешней мотивацией – 15% от общего числа испытуемых;

Низкий уровень школьной адаптации – 15% от общего числа испытуемых;

Дезадаптация - 5% от общего числа испытуемых (см. приложение 2).

При анализе причин школьной дезадаптации мы использовали комплексный подход, т.к. предположили, что существуют различные причины данного явления. Мы проанализировали данные медицинских работников школы №11, поскольку нам было известно, что в категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии. По данным медицинских работников школы № 11, в первом классе: первую группу здоровья имеют 19,8% детей; вторую группу – 50,5%; третью группу –13,2%; четвертую группу – 16, 5% (см. приложение 3).

Полученные данные обследования первоклассников 2004-2005 учебного года позволяют зафиксировать ряд неблагоприятных психофизиологических, моторно-двигательных и социально-психологических отклонений у обследованных школьников:

    1. недостаточная сформированность интеллектуальных способностей, умений – 14%;
    2. слабая произвольная деятельность – 12%;
    3. недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук – 15,7%;
    4. несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия – 15%;
    5. недостаточность зрительно-двигательной координации – 31%;
    6. снижение фонематического слуха – 40% (в целом же около 50% учащихся нуждаются в логопедическом сопровождении);
    7. неблагоприятный социальный статус. По результатам социологического обследования школьников 2004-2005 учебного года получены следующие данные:
    • Неблагополучные семьи - 3% 
    • Неполные семьи - 33% 
    • Многодетные семьи - 7% 
    • Малообеспеченные семьи - 20%.
    • Благополучные семьи – 37% (см. приложение 4). 

При изучении психологических особенностей школьников 1 класса с различной степенью адаптированности (использован тест Кеттела8; см. приложение 5) установлено, что у дезадаптированных младших школьников и школьников с низким уровнем адаптации отмечаются: сниженный уровень интеллекта, несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность.

Анализ особенностей личности детей с разным уровнем социально-психологической адаптации свидетельствует о наличии личностных изменений у детей с нарушениями адаптации. Так, им свойственна импульсивность, нетерпеливость, большая отвлекаемость, стремление к доминированию, неумение рассчитывать свои возможности, сниженная ответственность и добросовестность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь с функционированием ребенка в сфере общения. Стремление к лидерству без необходимых коммуникативных умений может приводить к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми, затруднять процесс социально-психологической адаптации, реализацию творческих возможностей.

Большинство детей с нарушениями адаптации (84%), а также значительное число школьников с хорошей адаптацией (38%) имеют пониженную самооценку (что выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку). Необходимо подчеркнуть, что положительная оценка личности является важнейшим условием психической устойчивости и эмоционального благополучия. Таким образом, повышение самооценки, формирование позитивного отношения к жизни, коррекция других нежелательных черт личности (психологических факторов риска) являются важными задачами психопрофилактики в рамках психогигиенической службы в образовательных учреждениях.

Вывод: В числе наиболее благоприятных факторов, оказывающих позитивную роль в адаптации ребенка к школе, можно выделить:

    1. адекватную самооценку своего положения,
    2. правильные методы воспитания в семье,
    3. отсутствие в семье конфликтных ситуаций,
    4. благоприятный статус в группе сверстников и др.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую нисходящую последовательность:

    1. неправильные методы воспитания в семье,
    2. функциональная неготовность к обучению в школе,
    3. неудовлетворенность в общении со взрослым,
    4. неадекватное осознание своего положения в группе сверстников,
    5. низкий уровень образования матери,
    6. конфликтная ситуация из-за алкоголизма,
    7. отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс,
    8. низкий уровень образования отца,
    9. конфликтная ситуация в семье,
    10. отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса,
    11. отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса,
    12. неполная семья.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует множество факторов, которые отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка в новой школьной среде, приводят к дезадаптации.

 

 

 

Заключение

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем от 10 – 18 дней до 1 – 3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития9.

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае – в учебной) деятельности, с другой – внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия – тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации10.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он  не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семье с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том,  что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Полученные в исследовании данные и их анализ, позволяют утверждать, что при решении проблемы школьной дезадаптации наиболее эффективным методом будет являться комплексный, системный подход в ее решении.

Принцип комплексного подхода в данном случае заключается в следующем:

1) В диагностике важным является  комплексное изучение личности  ребенка, использование передовых  диагностических методик клинического, психологического, логопедического и педагогического обследования. Системный анализ личностных особенностей ребенка позволит составить целостное представление о развитии ребенка, даст возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности школьника и динамику его индивидуального развития.

2) Коррекционно-реабилитационная  работа с дезадаптированными  младшими школьниками должна строиться с учетом социального статуса, особенностей соматического, психического, речевого развития ребенка на основе результатов комплексного обследования. К сотрудничеству с психологом должны привлекаться учителя и родители. С ними психологи должны проводить постоянную просветительскую и консультативную работу, целью которой является адекватная оценка ребенка, его возможностей и оказание ему направленной, системной помощи на основе индивидуального подхода и выбора дифференцированных педагогических условий для его развития.

Важным моментом в организации системы коррекционного обучения является наблюдение в динамике за продвижением каждого ребенка.

3) Психолог и учителя должны  совместно осуществлять комплексные  профилактические мероприятия, направленные на решение проблемы школьной дезадаптации. Перед детьми, родителями и учителями в школе могут выступать с беседами, лекциями врачи, социальный работник, логопед и психолог. Необходимо осуществлять индивидуальное консультирование родителей ребенка, имеющего проблемы школьной адаптации.

Комплексный подход – наиболее эффективный путь в решении проблемы школьной дезадаптации.

 

 

Список литературы:

    1. Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.
    2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Просвещение, 1998.
    3. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения. – М.: «НОТА», 2000.
    4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.
    5. Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. - М., 1991.
    6. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.
    7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: «Просвещение», 1988.
    8. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!..- Ярославль: «АРГО», 1999.
    9. Наталуха И.Г. Интегральная индивидуальность дезадаптированных младших школьников и её развитие современном обществе// Вопросы психологии. - №7. – 1999.
    10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    11. Никитина Е.Б. Некоторые психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем подростковом возрасте. – Екатеринбург: «Материалы региональной научно-практической конференции», 2002.
    12. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989.
    13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
    14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996.
    15. Овчаров Е.А., Радионова Л.В. Валеологизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе. – СПб.: ВЕЧЕ, 2003.
    16. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. Тутушкиной М.К. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2000.
    17. Психология/ Под. ред. Крылова А.А. – М.: «Проспект», 1999.
    18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996.
    19. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб.: ВЕЧЕ, 1997.
    20. Учимся общаться с ребенком /Под ред. Петровского В.А. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1993.
    21. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Исследование причин дезадаптации младших школьников