Исследование уровня субъективного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Измерение локализации контроля личности в различных сферах деятельности человека.

Гипотеза: Мы предполагаем наличие связи между показателями локуса контроля и достижениями в учебной деятельности. А именно, показатель высокого уровня субъективного контроля свидетельствует о высоких достижениях в учебной деятельности, а показатель низкого уровня субъективного контроля свидетельствует о не высоких достижениях в учебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятия «ответственность» и «локализация контроля»

1.1. Психология ответственности…………………………………………5

1.2. Локализация контроля……………………………………………….15

Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля.

2.1. Методики……………………………………………………………..23

2.2. База исследования…………………………………………………....24

2.3. Результаты исследования……………………………………………25

2.4. Интерпретация результатов…………………………………………28

2.5. Вывод…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………....33

Библиографический список…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

готова!!!!!!!!!.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

     Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятия «ответственность» и «локализация контроля»

          1.1. Психология ответственности…………………………………………5

          1.2. Локализация контроля……………………………………………….15

Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля.

          2.1. Методики……………………………………………………………..23

          2.2. База исследования…………………………………………………....24

          2.3. Результаты исследования……………………………………………25

          2.4. Интерпретация результатов…………………………………………28

          2.5. Вывод…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………....33

Библиографический список…………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В последние годы в стране произошли  большие изменения во многих областях (экономика, политика, идеология, взаимоотношения между людьми и т.д.). Иными стали нравственные понятия. Однако какие бы изменения ни происходили в жизни общества, дальнейшее его развитие не может протекать без нравственности людей, которая включает такие понятия, как честь, долг, совесть, исполнительность и ответственность.

     Актуальность  темы: Во все времена ценились надёжные люди, на которых можно положиться в любой ситуации. Каждый человек определяет свою и чужую надёжность по мере своих возможностей, чаще всего «на глазок». Несомненно, что одним из критериев в выборе надёжного человека может послужить его ответственность. У того, кто пользуется славой «безответственного» человека, скорее всего, будут проблемы с доверием к нему других людей. Таким образом, ответственность является важным критерием для принятия самых различных решений во всех сферах человеческой деятельности. Психологическая наука не оставила этот феномен без внимания, появилась целая отрасль - психология ответственности. Отечественная психология накопила солидную теоретическую базу по вопросам ответственности. В то же время на западе многочисленные исследования проводились в рамках теории локуса контроля Дж. Роттера и была накоплена огромная эмпирическая база. Оба направления затрагивают вопросы, касающиеся ответственности. Объясняют схожие вещи. Знание точного определения понятий «ответственность» и «локус контроля», на наш взгляд, поможет более эффективно использовать наработки, сделанные и на западе, и в нашем отечестве, для определения ответственности, как личностной характеристики. Это поможет нам использовать методики измерения локуса контроля для измерения ответственности, так как инструментов для подобных измерений не хватает. Тогда ответственность из теоретического понятия перейдёт в практическую плоскость и станет доступной для использования в различных областях человеческой деятельности, требующих от человека ответственности. Поэтому и мы не могли остаться без внимания к таким понятиям как «ответственность» и «локализация контроля».

     Цель  исследования: Измерение локализации контроля личности в различных сферах деятельности человека.

     Гипотеза: Мы предполагаем наличие связи между показателями локуса контроля и достижениями в учебной деятельности. А именно, показатель высокого уровня субъективного контроля свидетельствует о высоких достижениях в учебной деятельности, а показатель низкого уровня субъективного контроля свидетельствует о не высоких достижениях в учебной деятельности.

     Задачи  исследования:

    1. Определить содержание понятий «ответственность» и «локализация контроля»;
    2. Охарактеризовать проявления «локализации контроля» в поведенческих реакциях человека;
    3. Проследить в ходе экспериментального исследования взаимосвязь типов локализации контроля с достижениями в учебной деятельности студентов;
    4. Сформулировать выводы.

     Объект  исследования: Ответственность и локализация контроля.

     Предмет исследования: Совокупность качеств личности, обусловленные локусом контроля.

     Методы  исследования: Методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина,

Л. М. Эткинд.

     Теоретической базой исследования являются работы А.В.Петровского, И.А.Куренкова, К.Муздыбаева и другие. 

Глава 1. Понятия «ответственность» и «локализация контроля» 

     1.1. Психология ответственности.

     Термин "ответственность" происходит от латинского слова "respondere" (отвечать). В начале ХХ века слово "ответственность" становится критерием в дискуссиях по нравственным вопросам искусства, политики, экономики, бизнеса, религии, науки и техники. Понятие "ответственность" включает в себя новое лингвистическое и социокультурное значение, оно наделяется императивным смыслом, концепт ответственности приобретает моральное качество, и тем самым расширяет социальное и экзистенциальное значение. Идея ответственности имеет историко-философские предпосылки.  
Так, в античности она появляется в рамках разработки проблемы причинности и мыслится как наказание за содеянное (или ответственности).

     Термин "ответственность" используется для разработки теории наказания  в юридической практике, в соответствии с ситуативными запросами психологии. За этим последовало выделение четырех видов ответственности - ролевая, каузальная, обусловленная обязанностями, обусловленная компетенцией, но к этому мы вернемся чуть позже. Таким образом, ответственность полагается как способ регулирования поведения.

     Метафизическое  понимание ответственности связано  с именем Л. Леви-Брюля (трактат "Идея ответственности"). Согласно Леви-Брюлю, ответственность - это реактивность, способность отвечать, реагировать, которая присуща всем формам материи. Живым организмам присуща избирательность реакций (ответов). У человека ответное действие расширяется еще больше и связано с неспособностью аморальных индивидов, совершающих действия в человеческом мире, нести ответственность, использовать свою способность отвечать и соответствующим образом принимать во внимание окружающую среду.

     Психологический подход к ответственности обусловливается  прежде всего необходимостью анализа  со стороны сознания, самосознания, переживания, совести, смысла жизни, выделяя причастность личности, за которой стоят интенции, в психологическом плане раскрываемые мотивами, чувствами, возможностями. Именно эта сторона для нас первостепенна, так как ответственность мы понимаем как личностное свойство, что обязывает нас рассматривать его как сплав смыслового мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого образования. Вот почему исследование ответственности с психологической позиции требует нахождения, описания и раскрытия этого понятия в психологических терминах [28].

     Термин "ответственность" имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия  анализируется в связи с изучением  личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин "ответственность" употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека.

     В "Словаре современного русского литературного языка" дается следующее толкование понятия ответственности: "Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия" [25]. Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают "обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения".

     Ранние  упоминания об ответственности встречаются  в конце X века после выхода в свет книги "Повести временных лет" По свидетельству И. И. Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин "ответ", который по своему смыслу был близок к понятию "ответственность" [28].

     Слово "ответственность" было введено в научный обиход А. Бейном в книге "Эмоции и воля" (1865 г ) Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания.

     Дж  Ст. Милль (XIX век) так же, как и А. Бейн, связывает ответственность с наказанием. По мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др ) в понятии "ответственность" были выделены объективные и субъективные стороны

     Отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К. Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола "вещать" и относится к старославянскому понятию "вече", означавшему совет, уговор, согласие [16].

     К научным работам отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению ответственности мы вернемся чуть позже. А сейчас подробнее рассмотрим субъекты и виды ответственности.

     Ответственность всегда относилась к определенному  субъекту и отражала объем задач  и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

     В качестве субъекта ответственности могут выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни.

     Такими  инстанциями могут быть. 1) общественно  значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т п ); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д), 3) исторически сложившиеся  этические, нравственные, религиозные и др требования.

     Существуют  различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

     Возможен  также выбор и более частных  критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие  ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

     Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека, т.е. пределы его долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности.

     Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект, прежде всего отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией.

     Виды  ответственности различаются тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности, либо с  позиций общества.

     Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

     Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного  предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

     Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего "Я". Здесь  как раз и возникает проблема "быть или не быть" или "быть или казаться". Для человека "быть" означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность Выбор "казаться" означает отказ от ответственности [5].

     Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек. так и его социальное окружение.

     Итак, после рассмотрения структуры ответственности  хочется  обратиться к научным  работам, посвящённым изучению ответственности.

Информация о работе Исследование уровня субъективного контроля