Исторические этапы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы – рассмотреть, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития, и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные исторические этапы развития психологии;
- проследить за изменениями в подходах к психологии в разные исторические периоды.

Содержание

Введение 3
1 Психология как наука о душе 4
2 Психология как наука о сознании 6
3 Психология как наука о поведении 9
4 Психология как наука о психике 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист ...ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S – R» (стимул – реакция). Для бихевиористов соотношение S – R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего, выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.

Следует отметить, что если с описанием  врожденных реакций у Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Для того чтобы понять механизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Почему? Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание – это безусловный стимул, а улыбка на лице ребенка – это безусловная врожденная реакция. Но перед каждым подобным контактом появлялось лицо матери, которое являлось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального стимулов привело к тому, что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенок заулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери.

В этом примере мы сталкиваемся с  простой безусловной реакцией ребенка. А как же образуется сложная реакция? Путем образования комплекса безусловных реакций – отвечает на этот вопрос Уотсон. Например, один безусловный стимул вызывает определенную безусловную реакцию, другой – вторую безусловную реакцию, и еще один – третью безусловную реакцию. И когда все три безусловных стимула будут заменены на один условный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызван сложный комплекс реакций.

Таким образом, все человеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель – слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Он пытался выяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха. Например, Уотсон наблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом. Мышь не вызвала реакции страха, а по отношению к кролику у ребенка проявлялось любопытство, он стремился с ним играть, брать на руки. В конце концов, было установлено, что если очень близко от ребенка ударить молотком по железному брусу, то он резко всхлипывает, а затем разражается криком. Итак, установлено, что резкий удар молотком вызывает у ребенка реакцию страха. Затем эксперимент продолжается. Теперь экспериментатор ударяет по железному брусу в тот момент, когда ребенок берет кролика на руки. Через некоторое время ребенок приходит в состояние беспокойства лишь при одном появлении кролика. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха. В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечить ребенка от этого страха. Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но только издалека, через открытую дверь из другой комнаты, – ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика, также во время еды, немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях.

Однако довольно скоро  обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S – R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» – V, в результате схема приобрела вид: «S–V–R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим значимым шагом  в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных, или оперантных. Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

В данном случае игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека, что само по себе, с нашей точки зрения, лишено здравого смысла. С течением времени это стало понятно и представителям бихевиористского направления, и с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания – высшей формы психического отражения объективной действительности.

Тем не менее заслуги  бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес  в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, актов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихсвиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций [3; с. 46].

 

4 Психология как наука о психике

 

Во второй половине ХХ века в психологической науке утвердился необихевиоризм, ярким представителем которого выступил А. Бандура. Ученый выделил два типа научения (через непосредственные реакции и моделирование) и доказал, что люди научаются новым действиям, наблюдая за поведением окружающих и делая на этой основе выводы о том, каким должно быть их собственное поведение. А. Бандура сделал акцент на самоэффективности человека. Убежденность человека в том, что ему по силам поведение, требуемое для достижения преследуемого результата, есть решающий фактор активности, прилагаемых усилий, их продолжительности при наличии у человека способностей и побуждений.

Психоанализ, или глубинная  психология, связан с именем австрийского психиатра и психолога З. Фрейда (1856–1939). З. Фрейд ввел в психологию новые термины: «бессознательная мотивация», «защитные механизмы». Он акцентировал внимание на роли сексуальности в психической жизни человека, на влиянии детских психических травм на его поведение в зрелом возрасте. Последователи ученого, однако, считали, что человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен), приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), социоэкономическая структура общества (Э. Фромм).

Гештальтпсихология как  направление в науке возникло в Германии. Ее представителями явились  ученые М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Левин (1890–1947), противопоставившие теоретические положения гештальтпсихологии бихевиоризму. Гештальтпсихологи изучали психику с точки зрения гештальтов (от нем. Gestalt – образ, форма). Ими был выявлен первичный характер сенсорных образований по отношению к входящим в эти образования ощущениям, построение сложного психического образа в инсайте; разработана категория психического образа; утвержден системный подход к изучению психологических явлений.

Представители когнитивной  психологии отвели решающую роль в  поведении субъекта знаниям (от лат. cognito – знание). Для ученых этого направления центральным вопросом стала организация знания в памяти познающего субъекта, соотношение словесных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Основное понятие когнитивной психологии – «схема» – представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В русле когнитивной психологии были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, обоснованность средой, неполнота познавательных схем. Важный вклад в развитие когнитивной психологии внес представитель конструктивизма швейцарский ученый Ж. Пиаже (1896–1980), связавший интеллект человека с адаптацией, обосновавший механизмы приспособления человека и стадии развития интеллекта ребенка. В когнитивной теории личности Дж. Келли (1905–1966) человек рассматривается как ученый-наблюдатель событий, формулирующий понятия (конструкты) для упорядочения воспринимаемых феноменов и использующий их для предсказания будущего.

Виднейшими представителями  гуманистической психологии являются Г. Оллпорт (1897–1967), К. Роджерс (1902–1987) и А. Маслоу (1908–1970), выступившие с открытой критикой конформизма, решившие изменить стандарты, к которым люди должны приспосабливаться, заявившие о необходимости переживания человеком критических ситуаций для достижения в наибольшей степени интеграции. Предметом их психологических исследований явилась здоровая творческая личность, цель которой – самоактуализация, т. е. позитивный рост и совершенствование.

Основоположником отечественной  научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) ученый дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам, аналогичную схеме рефлексов. Такой трактовкой И. М. Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека, недооценив при этом специфики психической реальности, проигнорировав роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории  отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936), создателю первого в России психологического института (1912).

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927), организовавший в 1885 году в России экспериментальную психологическую лабораторию. Усилия И. П. Павлова (1849–1936) были направлены на изучение условнорефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности человека.

Значительный вклад  в развитие психологии ХХ века внес белорусский ученый Л.С. Выготский (1896–1934), создавший всемирно известную научную школу, в которую вошли А.Н. Леонтьев (1903–1979), А. Р. Лурия (1902–1977), Д. Б. Эльконин (1904–1984), Н.А. Менчинская (1905–1982), В. В. Давыдов (1930–1998), В. И. Слободчиков (р. 1949) и др.

Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека (в зарубежной психологии подход именуют социокультурно-когнитивным), ввел понятие о высших психических функциях (произвольное внимание, понятийное мышление) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, развивающейся в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. Высшие функции происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка, определяющими поведение в большой степени, чем окружающая среда, поскольку знак содержит в свернутом виде программу поведения.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических  функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Особое внимание проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений уделил А. Р. Лурия, создатель новой области психологической науки – нейропсихологии. Д.Б. Эльконину принадлежит теория периодизации детского развития и детской игры, а также методика обучения детей чтению. Н.А. Менчинская – создатель научной школы по психологии обучения. Совместно с учеными-единомышленниками (З.И. Калмыкова, А.И. Липкина, Т.К. Мухина, И.С. Якиманская и др.) Н.А. Менчинская исследовала проблемы формирования научного мировоззрения, проблемы мотивации и индивидуализации учения, неуспеваемости школьников с учетом их личностных характеристик. Создателем теории и практики развивающего образования, разработчиком теории учебной деятельности явился В.В. Давыдов. Его ученик В.И. Слободчиков – автор периодизации развития человеческой субъективности на всем жизненном пути, разработчик антропологического подхода в профессиональном образовании.

Информация о работе Исторические этапы психологии