Исторические этапы развития психологии как науки. Вклад великих ученых в развитие психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 15:39, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявить исторические этапы развития психологии как науки. Выяснить вклад великих ученых в развитие психологии.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи :

определить понятие «психология»;
что является объектом, предметом, задачами современной психологии;
узнать исторические этапы развития психологии;
узнать вклад великих ученых в развитие психологии.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….. 3-4
2. Исторические этапы развития психологии как науки………… 5
3. Вклад великих ученых в развитие психологии………………... 6-12
4.Заключение………………………………………………………... 12-13
5.Список использованной литературы……………………………. 14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

В атмосфере господства идеалистической философии формируется гештальтпсихология - одно из направлений психологии ХХ в., изучающее психику с точки зрения целостных структур, гештальтов. Свое имя эта школа получила от немецкого слова “гештальт”, что означает “форма”, “структура”, “целостная конфигурация”, то есть организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Первым теоретическим трудом в этой области была работа В.Келлера “Физические гештальты в покое и стационарном состоянии”. В ней автор стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, то есть гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной является идея изоморфизма (элементы и отношения в одной системе соответствуют элементам и отношениям в другой) физиологических и психологических процессов. Но отношение двух рядов явлений (психических, физических) мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты утверждали не только несводимость психических форм к их частям, но и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что психология, опираясь на эти законы, превратится в точную науку типа физики. Неспособность разработать единую схему анализа психической реальности явилась предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы.

Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога З.Фрейда (1856-1939), основоположника психоанализа. Фрейдизм - течение в психологии ХХ в., в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека, ставится вопрос о его сексуальной жизни. Фрейдизм претендовал на создание новой “картины человека”, нового мировоззрения.

Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек отнюдь не является тем интеллектуализированным существом, каким его изображала психология XIX века. Эти наблюдения и стали источником психоаналитической фрейдистской теории. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней полнее, чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.

Обозначив ряд новых проблем и указав на явления, не подвергавшиеся психологическому исследованию, Фрейд, однако, представил эти явления в своей теории в гипертрофированной форме. Он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов, обозначенных терминами: “ид” (Оно), ”эго” (Я) и “супер-эго” ( сверх-Я). Ид - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо): он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности - учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций - ид и супер-эго - несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных “защитных механизмов” - вытеснения, сублимации и т.д.

Вытеснение означает активное, но не осознаваемое личностью устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства.Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например, в творчестве.

У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступила в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались не чем иным, как материалом, из которого либидо лепит свои формы.

Одним из крупнейших представителей генетического направления психологической науки был швейцарский ученый Ж.Пиаже. Наверняка в мировой психологии не найдется другой ученый, так много сделавший в области развития интеллекта ребенка. Используя системно-структурный анализ, Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теории познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистомологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

Основной недостаток концепции Пиаже заключался в том, что, игнорируя развитие целостной личности ребенка, главную движущую силу развития интеллекта он видел в самом интеллекте. У Пиаже среди факторов развития интеллекта нет такого фактора, как деятельность.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии научным течением является когнитивная психология (“когнито” в переводе с латинского означает “знание”) - представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Ее представители У.Найссер, А.Павийо и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении словесных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии – “схема”. Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательности, определяемости средой, неполноты познавательных схем и др.             

Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Основатели гуманистической психологи хотели исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию. В качестве предмета исследования утверждалось понимание здоровой творческой личности - задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А.Маслоу. Основным источником человеческого поведения, деятельности, поступков он считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность приносить людям добро ( по своей сущности человек добр). Второе важное положение - это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может.

В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу она представляла собой разновидность биологизаторской тенденции. Конечно, приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.

Значительный вклад в развитие психологии XX века внесли отечественные ученые Л.С.Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), П.Я.Гальперин (1902-1988).

Л.С.Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь позже - как полностью внутренний процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А.Н.Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс “вращивания” высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

П.Я.Гальперин является автором концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Он рассматривал психические процессы ( от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий ( образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

Заключение – Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Я добилась поставленной цели и решила поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  2. Ю.В.Александрова, пособие по Основам общей психологии,2010.
  3. http://www.grandars.ru

 

 

 

 


 



Информация о работе Исторические этапы развития психологии как науки. Вклад великих ученых в развитие психологии