История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад

Краткое описание

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры история психологии.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Древнегреческий философ  перипатетической школы Александр Афродисийский настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

В Новое  время рефлексия выступила как основание и главный источник знаний о бытие.

Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. Душа для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего.

Августин  Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).

Августин считал, что  воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта.

Все знание заложено в  душе, которая живет и движется в Боге. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, т. к. предполагалось, что истинность даруется Богом. Богом даруется и воля – источник активности человека. Воля предшествует разуму, познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как основе развития последней.

2.«Гуманистическая  психология» (общий очерк).

К направлению, называющему  себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам  Маслоу, Шарлота   Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено   разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых по стулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана  на роль социокультурных факторов в  психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической  психологии:

1. Гуманистическая психология  – психология антиэкспериментальная,  ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая  вырастает и питается определенным  направлением психотерапии –  не связанным с идеями модификации  поведения. 

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в  гуманистической психологии рассматривается  как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания  человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают  в связи с воздействием окружения.  

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая  сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической  психологии обратились к достижениям  философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая  развитие человека его стремлением  к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения  личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

 

3. Психологические  представления Демокрита и Платона  (сравнительный анализ).

Сравним между собой  основные положения учения о душе Демокрита, представителя материалистической тенденции в древнегреческой философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.

1. Сначала разберем  некоторые общефилософские положения  Демокрита и Платона относительно  мира в целом, без чего невозможно  понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?

Демокрит.

Платон.

Мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов, и все вещи состоят из них. «Ничто не возникает из ничего», то есть Вселенная несотворима и неуничтожима, хотя отдельные миры могут возникать и погибать. Учение о множестве миров, существующих во Вселенной, - предвосхищение идеи Джордано Бруно.

Все во Вселенной подчинено  не каким – либо сверхъестественным силам, а закону необходимости. Необходимость  есть бесчисленная цепь причинно –  следственных отношений.

Истинным бытием обладают идеи. Идею Платон понимал как субстанциализированное родовое понятие, а также «как принцип вещи, как метод ее конструирования и познавания, как смысловую модель ее бесконечных чувственных проявлений, как смысловую ее предпосылку…, наконец, как такое общее, которое представляет собой закон для всего соответствующего единичного. При этом материя является функцией идеи».

Речь идет о том, что  существует где – то в заоблачной дали мир особых сущностей – идей, которые гораздо более реальны, чем те чувственные вещи, которые мы имеем перед собой.

Так прекрасные вещи прекрасны благодаря  «сопричастию» особой сущности –  идее прекрасного.


 

2. Душа: особое тело или часть мировой души?

Демокрит.

Платон.

Душе (по природе) присуще  движение, следовательно, она – огонь  вследствие ее подвижности. Утверждал, что огонь состоит из шарообразных атомов, ибо шар самое подвижное из всех тел… Душа и огонь состоят из самых подвижных атомов – из шарообразных… Демокрит отрицал учение Гераклита о том, что огонь (из которого состоит душа) непрерывное тело.

Душа – некая особая, не выводимая из материального сущность, часть невидимой мировой души, души космоса, сотворенного умом –  демиургом. Душа – это нечто возвышенное, о чистоте души (т. е. о нравственных помыслах) человек должен неустанно заботиться, иначе его душе нелегко придется после смерти тела…


 

3. Смертна или бессмертна душа?

Демокрит.

Платон.

Отрицает бессмертие души. С прекращением дыхания прекращается и жизнь. «Некоторые люди, не зная, что  смертная природа полежит уничтожению, но имея на совести совершенные ими дурные поступки, проводят всю свою жизнь в беспокойстве и страхах, сочиняя лживые сказки о загробной жизни… Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от проступков».

Человек умирает, а идеи его живут. «Душа» создавшего то или иное произведение материальной или духовной культуры человека «живет» в его произведениях… Платон говорит о бессмертии индивидуальной души:

-Душа до вселения  ее в конкретное тело уже  находилась в заоблачной дали  и созерцала там идеи, а затем, при вселении в новое тело, она их «забыла». Но можно заставить душу «вспомнить» эти идеи, путем четко поставленных вопросов к ней.


 

4. Проблема познания: чувственное  предшествует рациональному или  наоборот?

Демокрит.

Платон.

Два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли.… Два вида мысли: одна – законнорожденная (к ней относится скрытое (от наших чувств)), другая – незаконнорожденная (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). 

«Когда незаконнорожденная мысль уже не может больше (ввиду  перехода) к очень мелкому ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать вкус, ни познавать осязанием, а приходится прибегать ко все более тонкому, тогда приходит на помощь законнорожденная мысль».

Не сводит мышление к  ощущению, считая, что мышление –  более «тонкое» познание невидимых для глаза вещей. Мышление имеет место, когда душа смешана в надлежащей пропорции… Он сводит мышление к характеру смеси атомов в теле.

Рациональное познание предшествует чувственному: чтобы понять, что данные предметы равны, нужно уже до всякого чувственного опыта знать, что такое идея «равенства», а она содержится в душе уже при рождении.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Каковы причины действий человека?


 

4. Теория А.  Маслоу.

Он считал, что самое  ценное в психике – ее Самость, стремление к саморазвитию, а потому психология поведения должна быть дополнена психологией сознания, которая бы исследовала «Я – концепция», Самость личности.

Маслоу считал, что  исследовать человеческую природу  необходимо, «изучая ее лучших представителей». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее  одаренных людях.

Исследования привели  его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

Физиологические потребности  – в пище, воде, сне и т. п.;

Потребность в безопасности – стабильности, порядке;

Потребность в любви  и принадлежности – в семье, дружбе;

Потребность в уважении – самоуважении, признании;

Потребность в самоактуализации – развитии способностей.

Слабое место в теории Маслоу – данные потребности находятся  в раз и навсегда заданной жесткой  иерархии и более «высокие» потребности  возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные.

Однако большинство  представителей гуманистической психологии приняли сам термин самоактуализация, так же как и его описание самоактуализирующейся личности. Вот восемь путей самоактуализации по Маслоу:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя… Ключом к этому является бескорыстие…

2. Необходимо представить  себе жизнь как процесс постоянного  выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит десять раз продвинуться к самоактуализации…

3. Само слово «самоактуализация»  подразумевает наличие Я, которое  может актуализироваться. Человек  – это не «чистая доска»  и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Большинство из нас чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиции и т. д…

4. Когда вы сомневаетесь  в чем – то, старайтесь быть  честными… Обращаться к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя ответственность…

5. Для того чтобы  высказывать честное мнение, человек  должен быть отличным, независимым  от других, должен быть нонконформистом.

Информация о работе История психологии