Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.
Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.
8.”Гештальттерапия”.
Основатель одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.
Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и - сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как единого целого. При этом учитывается единство организма и окружающей среды, и это касается не только пациента в его взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это просто разновидность общения одного человека с другим. Задача терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту (целостному образованию), к восстановлению ее целостности (поскольку целое определяет части), ведущих к более структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром.
Перл сформулировал некоторые положения, дабы не допустить превращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).
-Принцип целостности распространяется им и на проблему соотношения между психической и физической действительностью.
Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход - завершением.
Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е., по Перлсу, - “незаконченных”, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь и сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем - есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает, но - в его нелюбви к теоретизированию - это излишне, достаточно того, что так увиделось.
Вообще, отказ от строгого обоснования - одна из примет современной психотерапии.
Главное, по Перлсу, - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего.
Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т. е. стереотипных способов взаимодействия и игр (или ролей), в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик. Обычно человек избегает его, возвращаясь на поверхностные уровни поведения, но, если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, и возможность жить в настоящем.
Единицами анализа в гештальтпсихологии считались “гештальты” как целостные образования, выступающие в феноменальном плане как “фигуры” на некотором “фоне”.
9. Психологические воззрения Р. Декарта.
Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму поддержание его существования и что Аристотель называл “растительной душой”. Это философ 17 века. Знаменитая его фраза “Мыслю, следовательно, существую”.
Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о сознании”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта на поиск наиболее достоверных оснований познания различных предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод.
-Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны.
-Мы должны также считать все сомнительное ложным.
По Декарту, наше сомнение и мышление - самое достоверное из всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое восприятие (в других местах - осознание, сознание) того, что происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.
С Декарта идет величайшее заблуждение психологии... Этим заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых психических процессов.
Осознание собственной психической деятельности - это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических процессов. Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет. Одновременно с этим он сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных психических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются. Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых психических процессов, основные приемы которого будут сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.
Душу, Декарт считал субстанциональным
носителем психических
Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того бегства при появлении страшного предмета.
Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала: материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа – обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один из центральных вопросов).
Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать), например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.
Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).
Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному.
10.”Когнитивная психология”.
Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.
Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.
В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы. Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”:
-человек - это своего
рода компьютер, занятый
Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.
Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т. е. на органы чувств человека, в различных “блоках” ее последующей переработки.
Когнитивная психология - типично номотетическое направление, которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна ограниченность такого подхода. Во - первых, это психология “лабораторного человека”. Во - вторых, человек выступал больше как Думатель, чем как Деятель, т. е. практически исключалась активность субъекта. В - третьих, опять возрождались постулаты элементаризма: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых, отдельные концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой объединяющей их основы.
Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.
11. Психологические воззрения Д. Локка.
Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит, является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений сознания.
Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах, Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания - идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно.
Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о. все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два вида опыта:
-объект
ты ощущения - один источник идей - это богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум;
-второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя.
Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии единственным методом познания собственной душевной деятельности. “Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических процессов.
Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова - существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково.
Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности разума.
Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим образом:
простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития человека фактически не происходит никакого развития операций ума: они наличествуют - и все.