Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
-сверхсознательного “супер - эго”.
Инстинкты (бессознательное):
-агрессивные - тонатические (стремление к смерти);
-поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная. Либидо - та специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.
Наше “Я” стремится к удовольствию, на этом построена наша жизнь.
Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития является эмоции и мотивы человека.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:
1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.
2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).
3. Рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).
5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.
Либидозная энергия является основой развития личности, характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою периодизацию. Стадии психосексуального развития:
1. От 0 - 1 года - либидо - объект, ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название оральной стадии.
2. Либидо - субъект, для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:
а) до 3 - х лет - анальная стадия;
б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.
в) латентная (скрытая) - до 12, 13 лет - основные виды деятельности общественно - полезная.
3. Либидо - объект, т. к. для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной (объект влечения - противоположный пол).
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Табу регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.
В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителей, доминирующее положение которого он признает, безусловно. Основа выздоровления - это внушение, такая терапия было названа директивной.
29. “Индивидуальная психология” А. Адлера.
Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.
Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности.
Положительными сторонами
чувства неполноценности
Отрицательные стороны
выражаются в следующем: чувство
неполноценности может
Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству.
Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и сиблингами (братьями и сестрами).
Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим для развития детского характера, именно этот период определяет характер человека вообще.
Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существует два пути:
- конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации;
- деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации.
Сформировавшийся комплекс
неполноценности можно
-работа;
-дружба;
-любовь.
Стиль жизни по Адлеру - это индивидуальное соотношение работы, дружбы, любви. Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.
Чтобы помочь человеку преодолеть
явный или замаскированный “
1. понять специфический стиль жизни человека;
2. помочь человеку понять себя;
3. усилить социальный интерес.
31. “Аналитическая психология” К. Г. Юнга.
В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.
Юнг понимал неврозы
не только как нарушение, но и как
необходимый импульс для «
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:
-коллективного бессознательного, его содержание архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.
-индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.
-сознание.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:
-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).
-Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.
-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.
-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:
-экстраверты - люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.
-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).
У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.
Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.
Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.
33. Психологическая теория К. Хорни.
Создатель теории, называемой культурно - философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что - то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.
Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:
- “Я” реальное;
- “Я” идеальное;
- “Я” в глазах других людей.