Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:58, контрольная работа
Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Проанализировать особенности PR в России;
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России:
· рассмотреть и проанализировать деятельность ведущего на российском рынке PR-агентства.
Введение 1
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России и зарубежом 3
1.1 История возникновения и развития PR 3
1.2 Американский период PR 3
1.3 Предпосылки появления PR в России и его особенности 6
II глава. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России 8
2.1 Характеристика этапов развития PR в России 8
1985 - 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности» 9
1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой российской системы власти» 12
1996 - 2000 гг. «Государственный ПР в условиях номенклатурного реванша» 13
2000 - 2001 гг. - «PR. В начале нового века» 13
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России 14
2.2.1 Пиарщики как социальная группа 15
2.2.2 Образование в области PR 16
2.2.3 История РАСО 16
2.2.4 Деятельность агентства «Обратная связь» 18
2.2.5 Перспективы развития PR в России 20
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложения 22
Приложение 1 22
СПРАВКА: 22
Приложение 2 24
СПРАВКА: 24
Среди значимых информационных кампаний, проведенных с разным успехом частично реформированными госструктурами, можно выделить следующие, связанные с:
· Выборами делегатов Съезда народных депутатов СССР (март 1989 г.).
· Референдумом «о сохранении обновленного Союза» 17 марта 1991 года. Референдум бойкотировали 6 республик из 15 (Армения, Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой активности голосующих (80%), 76% проголосовали за сохранение Союза - это главным образом жители сельских районов и республик Средней Азии.
· Российским референдумом «о проведении всеобщих выборов Президента России». 70% его участников проголосовали за всеобщие выборы Президента.
· Выборами всеобщим голосованием Президента РСФСР. При участии в целом 75% избирателей Борис Ельцин избран в первом туре, получив 57,3% голосов.
Среди самых мощных «провалов»
пропагандистской государственной
машины СССР можно назвать информационный
вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской
АЭС в апреле 1986 года и информационное
«освещение» трагических
Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском обществе, с каждым днем делали все более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими методами, особенно учитывая новые возможности независимых средств массовой информации и крепнущую самостоятельность республик - в первую очередь России во главе с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости [8].
Половинчатость и
Тем не менее технологические
наработки в сфере
Сфера культуры советского
времени также была широко втянута
в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно
разветвленной сети клубных учреждений
(домов и дворцов культуры, сельских,
городских и районных клубов). Наиболее
мощную материально-техническую базу
среди них имели так называемые
профсоюзные учреждения культуры, главной
фактической функцией которых было
представительство
1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой российской системы власти»
Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.
В рамках этого периода, за 5 лет в целом была сформирована существующая до сих пор система власти, заменившая собой советскую.
Основными центрами информационной
и PR-активности стали соответствующие
подразделения администрации
Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. (приложение 1)
При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или советник по связям с общественностью.
Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной власти послужили парламентские выборы 1993 - 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие в новой системе координат.
В это время на рынке PR
начали появляться новые активные игроки
- российские частные PR-компании и представители
зарубежных политических фондов и PR-компаний,
профессиональные услуги которых оказались
востребованными основными
Несмотря на то, что новый
механизм системы власти в этот период
прошел серьезнейшую проверку временем,
прежние ошибки госсистемы сохранились
практически в полном объеме. Представителям
власти казалось обременительным доступно
и четко объяснять обществу реальные
промежуточные и окончательные
цели и задачи реформ, комментировать
причины неудач и ухудшения социально-
Не случайно, одним из
ключевых направлений государственного
PR на данном этапе и стала демонстрация
жизнеспособности самой системы
власти и ее представителей, демонстрация
нелимитированного кредита
Наиболее яркой информационной
и PR-кампанией данного этапа
1996 - 2000 гг. «Государственный ПР в условиях номенклатурного реванша»
К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.
При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.
После думских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. наметился определенный процесс роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства Б.Ельцина, когда в администрации Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее управление [6] - «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры»[9].
В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы. [6]
«Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил человек если и не семи пядей во лбу, то, по крайней мере, адекватно воспринимающий действительность.
Царство номенклатуры, продолжавшееся четыре года, сегодня многие сравнивают со временами заката советской империи. Но точно такой же период страна переживала и накануне крушения российской империи»[9].
В то же время, «Путин сам прошел школу администрации Президента в ранге заместителя. Поэтому прекрасно знает, что превращение администрации из «семейного» в государственный орган - задача не одного дня или месяца»[9]. (приложение 2)
2000 - 2001 гг. - «PR. В начале нового века»
Нынешнему Президенту РФ В.Путину досталась в наследство довольно громоздкая и разбалансированная система власти с теми же инструментами и возможностями в сфере PR, что и при Б.Ельцине. Соответственно и задачи перед ним стоят непростые. Главное - не повторять прежних ошибок.
С одной стороны, информационное
освещение трагедии АПЛ «Курск»
в 2000 году высветило сегодняшнее
кризисное состояние
На этом этапе развития российского PR сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе. Причем, если за рубежом вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналистско-университетской среды, то в России специфика заключается в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения именно работников культуры. Они оказались наиболее подготовленными к этому запросу времени. Именно они занимаются PR: подготовкой и проведением выставок, праздников, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п.
Другой разговор, что существенно
меняется заказчик этих мероприятий
и акций. Разумеется, у наших органов
государственной власти -- местных
и федеральных -- еще не утрачен
навык использования сферы
PR в России в последние
годы развивается очень
В контексте данных противоречий развития PR в нашей стране возникает особый интерес к описанию признаков пиарщиков как социальной группы.
Пожалуй, прежде всего следует начать с того, анализируемая общность людей выделена на основе профессионального признака, то есть имеем дело с профессиональной группой. Соответственно ко всем членам группы предъявляются на только функциональные, но и личностные требования:
1. Они находчивы. Это
способные, разумные люди, быстро
обучаются. Они задают
2. Они знают, как вести
себя с людьми. Они прекрасно
работают со своими