История связей с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Проанализировать особенности PR в России;
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России:
· рассмотреть и проанализировать деятельность ведущего на российском рынке PR-агентства.

Содержание

Введение 1
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России и зарубежом 3
1.1 История возникновения и развития PR 3
1.2 Американский период PR 3
1.3 Предпосылки появления PR в России и его особенности 6
II глава. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России 8
2.1 Характеристика этапов развития PR в России 8
1985 - 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности» 9
1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой российской системы власти» 12
1996 - 2000 гг. «Государственный ПР в условиях номенклатурного реванша» 13
2000 - 2001 гг. - «PR. В начале нового века» 13
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России 14
2.2.1 Пиарщики как социальная группа 15
2.2.2 Образование в области PR 16
2.2.3 История РАСО 16
2.2.4 Деятельность агентства «Обратная связь» 18
2.2.5 Перспективы развития PR в России 20
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложения 22
Приложение 1 22
СПРАВКА: 22
Приложение 2 24
СПРАВКА: 24

Вложенные файлы: 1 файл

история со.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

Среди значимых информационных кампаний, проведенных с разным успехом  частично реформированными госструктурами, можно выделить следующие, связанные  с:

· Выборами делегатов Съезда народных депутатов СССР (март 1989 г.).

· Референдумом «о сохранении обновленного Союза» 17 марта 1991 года. Референдум бойкотировали 6 республик из 15 (Армения, Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой активности голосующих (80%), 76% проголосовали за сохранение Союза - это главным образом жители сельских районов и республик  Средней Азии.

· Российским референдумом «о проведении всеобщих выборов Президента России». 70% его участников проголосовали  за всеобщие выборы Президента.

· Выборами всеобщим голосованием Президента РСФСР. При участии в  целом 75% избирателей Борис Ельцин избран в первом туре, получив 57,3% голосов.

Среди самых мощных «провалов» пропагандистской государственной  машины СССР можно назвать информационный вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской  АЭС в апреле 1986 года и информационное «освещение» трагических событий  в бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Литва  и др.), связанных с неэффективными методами решения национальных вопросов. [6]

Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском  обществе, с каждым днем делали все  более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими методами, особенно учитывая новые возможности независимых  средств массовой информации и крепнущую  самостоятельность республик - в  первую очередь России во главе с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости [8].

Половинчатость и противоречивость решений власти, наряду с ее явными ошибками, наиболее остро проявились именно на информационном поле. Неспособность, а зачастую и нежелание власти постоянно поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с обществом, привела к искажению восприятия декларируемых целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в итоге - к скоропалительному  и болезненному глобальному демонтажу  огромной социальной системы, с тяжкими  последствиями для «обманутого» населения.

Тем не менее технологические  наработки в сфере государственного PR, приобретенные в этот период, после  окончательного распада СССР, ухудшения  экономической ситуации и изменения  международной обстановки перешли  в наследство новой российской власти со всеми их плюсами и минусами.

Сфера культуры советского времени также была широко втянута  в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно  разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной  фактической функцией которых было представительство соответствующих  предприятий, их партийной, профсоюзной  и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией  на местные государственные и  партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства  и благотворительности со стороны  промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка  осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны  партийных органов. Все это, т. е. практика широкомасштабного осуществления  своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной  деятельности, нашло воплощение в  архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными  сидениями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. делали и  отчасти до сих пор делают эти  учреждения неуютными, официозными, мало приспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако, все это было ярким проявлением  и воплощением определенного  типа культуры, определенного типа общественных отношений (именно в смысле PR) и определенной социальной технологии.

1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой  российской системы власти»

Большинство отечественных  исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а  международные PR-агентства открыли  первые представительства в Москве.

В рамках этого периода, за 5 лет в целом была сформирована существующая до сих пор система  власти, заменившая собой советскую.

Основными центрами информационной и PR-активности стали соответствующие  подразделения администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации РФ).

Одновременно создавались  пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. (приложение 1)

При этом практически у  каждого руководителя законодательной  и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации  столичного города есть свой личный пресс-секретарь  или советник по связям с общественностью.

Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной  власти послужили парламентские  выборы 1993 - 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие  в новой системе координат.

В это время на рынке PR начали появляться новые активные игроки - российские частные PR-компании и представители  зарубежных политических фондов и PR-компаний, профессиональные услуги которых оказались  востребованными основными российскими  участниками политической жизни  в рамках предвыборной борьбы.

Несмотря на то, что новый  механизм системы власти в этот период прошел серьезнейшую проверку временем, прежние ошибки госсистемы сохранились  практически в полном объеме. Представителям власти казалось обременительным доступно и четко объяснять обществу реальные промежуточные и окончательные  цели и задачи реформ, комментировать причины неудач и ухудшения социально-экономической  ситуации. Причем все это последовательное безразличие к нуждам и интересам  населения сопровождалось длительным процессом бессистемного передела собственности, резким социальным расслоением  общества и непрерывной борьбой  за власть (включая жестокое, упорное  и иррациональное противостояние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время  выручали масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом в основном для локализации и тушения  социальных пожаров.

Не случайно, одним из ключевых направлений государственного PR на данном этапе и стала демонстрация жизнеспособности самой системы  власти и ее представителей, демонстрация нелимитированного кредита доверия (и кредита финансового) Запада российским реформам и прочие демагогические приемы, будто бы напрямую позаимствованные из недавнего советского прошлого…

Наиболее яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная  приватизация, принципы которой вызвали  острейшую дискуссию как в  обществе, так и среди специалистов.

1996 - 2000 гг. «Государственный  ПР в условиях номенклатурного  реванша»

К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось  приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.

При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения  колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.

После думских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. наметился определенный процесс  роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и  кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства  Б.Ельцина, когда в администрации  Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее  управление [6] - «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры»[9].

В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками  в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное  перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы. [6]

«Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое  положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил  человек если и не семи пядей во лбу, то, по крайней мере, адекватно  воспринимающий действительность.

Царство номенклатуры, продолжавшееся четыре года, сегодня многие сравнивают со временами заката советской империи. Но точно такой же период страна переживала и накануне крушения российской империи»[9].

В то же время, «Путин сам  прошел школу администрации Президента в ранге заместителя. Поэтому  прекрасно знает, что превращение  администрации из «семейного» в  государственный орган - задача не одного дня или месяца»[9]. (приложение 2)

2000 - 2001 гг. - «PR. В  начале нового века»

Нынешнему Президенту РФ В.Путину досталась в наследство довольно громоздкая и разбалансированная система  власти с теми же инструментами и  возможностями в сфере PR, что и  при Б.Ельцине. Соответственно и  задачи перед ним стоят непростые. Главное - не повторять прежних ошибок.

С одной стороны, информационное освещение трагедии АПЛ «Курск»  в 2000 году высветило сегодняшнее  кризисное состояние государственного PR. С другой стороны, складывается впечатление, что новая власть всерьез стала  задумываться о целенаправленной корректировке  образа России как за рубежом, так  и в сознании соотечественников.[6]

На этом этапе развития российского PR сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения  в обществе. Причем, если за рубежом  вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналистско-университетской  среды, то в России специфика заключается  в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения  именно работников культуры. Они оказались  наиболее подготовленными к этому  запросу времени. Именно они занимаются PR: подготовкой и проведением выставок, праздников, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п.

Другой разговор, что существенно  меняется заказчик этих мероприятий  и акций. Разумеется, у наших органов  государственной власти -- местных  и федеральных -- еще не утрачен  навык использования сферы культуры для пропагандистских целей. Однако, вместе с бюджетным финансированием, они несколько отходят с первого  плана. Все большую заинтересованность в сфере культуры проявляют коммерческие структуры, банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации, партии, общественные движения. В этом плане  они даже оказываются зачастую более  готовыми к сотрудничеству, чем сама сфера культуры и ее работники, привыкшие  к государственному финансированию и дотациям. Можно в этой связи  привести пример одного бывшего совхоза  в Пермской области, директор которого с помощью детского музыкального коллектива своего ДК осуществил успешную PR-кампанию (с выездом в Германию и Францию). Одним из итогов его  благотворительности стали современные  технологические линии по производству колбас и консервов, свое производство, снявшее мучительную проблему сдачи  и доставки скота на мясокомбинат. Причем, сделано все это было буквально  «на хвосте» у культурной программы  поддержки совхозом детского коллектива и его международных успехов. Это предложение со стороны старого  опытного хозяйственника было полной неожиданностью для работников культуры, на которых оно свалились как  снег на голову.

2.2 Современный  этап эволюционного развития PR в  России

PR в России в последние  годы развивается очень быстрыми  темпами. Согласно опросу исследовательской  группы РОМИР, сегодня каждый  пятый российский гражданин имеет  представление о том, что такое  PR. Число вузов, открывающих в  своих стенах PR-специальности, неуклонно  растет, что свидетельствует о  престижности PR как профессии и  востребованности данных специалистов  на рынке труда. По оценке  генерального директора кадровой  компании "БЛМ-консорт" Михаила  Богданова, резкий рост спроса  на PR-специалистов начался в середине 2000 г., когда рынок окончательно  оправился от последствий кризиса.  Однако после ряда избирательных  кампаний в обществе сложился  весьма негативный «миф» о  PR. Хотя то, что у нас бездумно  окрестили «черным PR», в сущности, PR не является. Следует обратить  внимание на то, что в публикациях  по проблемам Public Relations нередко  встречается вульгарно-управленческий  подход к PR лишь как к технологии  влияния на общественное мнение. Этот подход напоминает пресс-посредническую  и информационную модели Public Relations, имевшие распространение на начальных  этапах становления института  PR в XIX -- начале XX в. До сих пор  в России четко не сформирована  потребность в связях с общественностью.  Апелляция к населению служит  только фоном для борьбы в  высших эшелонах власти, которые  в принципе независимы от общественного  мнения. Общественность не структурирована  социально и экономически, находится  в инертном состоянии. На Западе  эта проблема решается построением  сложной структуры, которая учитывает  право клиента на разнообразное  поведение. У нас было создано  право на автономное поведение,  но не сформированы методы  социального управления. [6]

2.2.1 Пиарщики  как социальная группа

В контексте данных противоречий развития PR в нашей стране возникает  особый интерес к описанию признаков  пиарщиков как социальной группы.

Пожалуй, прежде всего следует  начать с того, анализируемая общность людей выделена на основе профессионального  признака, то есть имеем дело с профессиональной группой. Соответственно ко всем членам группы предъявляются на только функциональные, но и личностные требования:

1. Они находчивы. Это  способные, разумные люди, быстро  обучаются. Они задают правильные  вопросы. У них есть уникальная  способность почти сразу же  внушать доверие. 

2. Они знают, как вести  себя с людьми. Они прекрасно  работают со своими начальниками, со своими сверстниками, со своими  подчинёнными. Они хорошо работают  с клиентами, а так же с  прессой и поставщиками. Они эмоционально  невозмутимы даже под давлением.  Чаще они пользуются местоимением  «мы» чем «я». 

Информация о работе История связей с общественностью