Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:18, доклад

Краткое описание

Ощущение.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

                                          Вариант №6

 

 

1.Какова роль познавательных  процессов в управленческой деятельности.

2.Чем отличаются нравственные  нормы поведения от этикетных  норм в управленческой деятельности.

3.Соотнесите понятия и их  определения:

А) Личность

Б) Темперамент

В )Характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Какова роль познавательных  процессов в управленческой деятельности.

 Ощущение.

Ощущение — отражение  свойств реальности, возникающее  в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных  центров головного мозга.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной  системы сведения о состоянии  внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.

Классификация ощущений.

Издавна принято различать  пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Свойства ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются  не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким  свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и  варьирующая в пределах данного  вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие формы движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой  и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть временная характеристика. Она также  определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом  временем действия раздражителя и его  интенсивностью.

Музыка активизирует все  виды ощущений. Не случайно в ряде фирм Японии, Франции, Дании трудовой день начинается с гимнастики до работы После нее рабочие значительно быстрее втягиваются в работу, легче и точнее выполняют мелкие, точные, хорошо скоординированные движения, что особенно важно для операторов, работающих со сложной современной техникой, сборщиц часов, ткачих и др.

Чувствительность индивидуальна  для каждого человека. Кроме того, она подвержена возрастным изменениям. Достигая к юношескому возрасту максимума, чувствительность затем с годами ослабляется.

 Восприятие.

Восприятие — сложный  процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение  объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение  объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей его  личности, носит название апперцепция.

К свойствам восприятия относят  следующие:

1. Целостность — восприятие  есть всегда целостный образ  предмета. Как правило, вначале  воспринимается целое, а затем  уже детали. Некоторые работники,  особенно обладающие торопливым  умом, имеют тенденцию, ухватив  суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило,  неверные. Впоследствии они будут  утверждать, что именно так им  и сказали делать. Если невозможно  охватить объект или явление  полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие  детали по своему разумению.

2. Константность — окружающие  объекты воспринимаются как относительно  постоянные по форме, цвету,  величине и т. п. Источником  константности восприятия являются  активные действия перцептивной  системы. 

3. Структурность — восприятие  не является простой суммой  ощущений. Мы воспринимаем фактически  абстрагированную из этих ощущений  обобщенную структуру: слова и  фразы вместо отдельных звуков, жестикуляцию вместо отдельных  движений человека, передвижение  объектов вместо отдельных картинок. Плохую службу может сыграть  с руководителем структурность  как стремление видеть коллектив  цеха, не замечая отдельных людей.

4. Осмысленность — восприятие  тесно связано с мышлением,  с пониманием сущности предметов.  Понимая, мы называем предметы  и определяем значимость их для нас. . Например, рабочий оговорился и назвал руководителя вместо Николая Николаевича Николаем Владимировичем. Начальник может это расценить как неуважение к нему и приписать работнику цель сменить работу.

5. Избирательность — проявляется  в преимущественном выделении  одних объектов по сравнению  с другими. То, что при восприятии  находится в центре внимания  человека, называется объектом (фигурой)  восприятия, все остальное — фоном.

Восприятие необходимо организовывать. Рассмотрим основные принципы рационального  восприятия информации:

1. Ясно и четко формулировать  познавательные цели, выбирать существенную  информацию. Нужно приучить себя  к тому, чтобы начинать деятельность  с формулировки — по возможности,  более точной и ясной — ее  цели.

2. Всесторонне и интенсивно  использовать анализаторы. Во  всех случаях, когда это целесообразно,  нужно стараться использовать  для восприятия информации в  первую очередь свой доминирующий  анализатор (зрение или слух).

3. Создать интерес. Попытаться  сделать информацию, которую нужно  запомнить, максимально интересной. Для этого особенно нужно осознать  ее значение для работы. Использовать  все знания, которыми располагаете, чтобы сделать процесс восприятия  более интенсивным. Для этого  полезно поразмыслить о том, что уже знаете из воспринимаемой информации, какое отношение она имеет к знаниям и как это может помочь улучшению запоминания.

 Память.

Память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт.

Виды памяти.

Можно указать три вида памяти, выделенные по критерию времени:1 — оперативная память;2 — кратковременная  память;3 — долговременная память.

Оперативная память удерживает довольно точную и полную картину  мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины невелика — от секунды до нескольких часов. Она проявляется в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживает эту деятельность.

Кратковременная память. Кратковременная  память — процесс относительно небольшой  длительности (несколько секунд, минут), но достаточный для полного воспроизведения  только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

Долговременная память. Долговременная память характеризуется длительностью  и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые  хранятся обычно в преобразованном  виде — более обобщенном и систематизированном. Долговременная память представляет собой  интерпретацию событий, но информация может воспроизводиться через достаточно большие промежутки времени.

Процессы памяти.

К ним относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание — это процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного  ранее содержания психики путем  извлечения его из долговременной памяти в оперативную.

Узнавание происходит при  повторном предъявлении субъекту объекта. Человек непроизвольно узнает предмет, который когда-то воспринимал. Собственно воспроизведение проходит без повторного предъявления субъекту объекта. Человек просто вспоминает. Вспоминает он либо непроизвольно, когда образ без видимых причин как бы всплывает в памяти, и произвольно, ставя перед собой цель и прилагая для воспроизведения волевые усилия.

Забывание может быть частичным  и полным. Частичное забывание  проявляется в невозможности  воспроизвести, но в возможности  узнать. При повторном чтении или  слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения  этого недостаточно. Усвоенным можно  считать то, что человек может  не только узнать, но и воспроизвести. Полное забывание — невозможно ни воспроизвести, ни узнать.

Один из самых эффективных  методов развития памяти — это  так называемая «система накопления». Основная мысль этой системы состоит  в том, что память, подобно мускулам, должна развиваться постепенно, при  помощи легких, постоянно повторяемых  упражнений. Для этого нужно выбрать  хорошо структурированный, желательно интересный, материал. В течение  первой недели нужно учить только по одной строчке. Эту строчку  важно не только зазубрить, но и прочувствовать, представить ее содержание. Запомненные  строчки повторяются на следующий  день, присоединяясь к новой. Через неделю учат по две строчки и так до запоминания трех страниц в день. Если в какой-то день не удалось выучить новый материал, то можно просто вспомнить то, что уже было выучено ранее.

 Мышление

Мышление представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности.  Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Иными словами, для мышления характерны два признака:

1. Обобщенность. Это означает, что в результате мышления  человек получает информацию, являющуюся  следствием переработки многочисленных  сведений, полученных от разных  объектов, и суммирующую в сжатой, «свернутой» форме наиболее существенные черты этих объектов.

2. Опосредованность. Мышление  есть опосредованное отражение  действительности. Это означает, что  мышление позволяет выявить, понять  и то, что непосредственно не  действует на анализаторы и  становится доступным сознанию  только благодаря косвенным признакам.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством  различных операционных структур. Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса. Эвристическое мышление — творческое решение нестандартных задач. Дискурсивное мышления (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

Различают два основных типа людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется  преобладанием эмоций над логикой  и доминированием правого полушария  головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему  свойственны рациональность и  преобладание левого полушария  головного мозга над правым, примат  логики над интуицией и чувством.

В качестве особого вида выделяют творческое мышление. Его основные признаки таковы:

  1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне

2. Симпатическая гибкость, способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная  гибкость, способность изменить  восприятие объекта таким образом,  чтобы видеть его новые, скрытые  от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная  гибкость, т. е. способность продуцировать  разнообразные идеи в неопределенной  ситуации.

Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным  соотношением анализа и синтеза  — аналитическое или синтетическое  мышление индивида.

Мышление всегда возникает  в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает  из проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это такое обстоятельство, в  котором человек встречается  с чем-то новым, непонятным с точки  зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного  познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в  результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие  цели, для достижения которых имеющихся  средств, способов и знаний оказывается  недостаточно.

Анализ и синтез, будучи основой мыслительного процесса, выступают в разных умственных операциях, имеющих более частный характер.

Сравнение — установление сходства и различия между предметами или явлениями действительности. Абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явлений. Конкретизация — мысленный переход от более общего понятия к более частным. Применение обобщающего знания к отдельному случаю.

Различают следующие логические формы мышления: Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают: общими, частными и единичными. Образуются непосредственно и опосредованно. Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая их из содержания исходных суждений. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм.

Информация о работе Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности