Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:18, доклад

Краткое описание

Ощущение.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

Существуют индивидуальные особенности мышления как процесса:

Широта мышления — это  способность охватить весь процесс  целиком, не упуская в то же время  и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности  системного видения, представления  системы связей и отношений внутри объектов и между ними.

Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных  вопросов. Глубокому уму свойственна  потребность понять причины возникновения  явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. При этом люди самостоятельного ума сознательно усваивают и  творчески применяют опыт и знания других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния  закрепленных в прошлом приемов  и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении  обстановки.

Быстрота ума — способность  человека быстро разобраться в новой  ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные  люди — это люди с быстрым умом.

Торопливость ума —  проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает  какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные  ответы и суждения.

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и  всесторонне проверять все выдвигаемые  положения и выводы. Человек с  критичным складом ума никогда  не расценивает свои положения как  абсолютно верные, непогрешимые. Он видит их сильные и слабые стороны, всегда стремится их проверить, испытать на практике.

Для эффективности работы руководителя желательны высокая степень  развития основных качеств ума, их гармоническое  сочетание. Недостатки в развитии того или иного качества неизбежно  сказываются на поведении личности, ведут к различным деформациям  и ошибкам в профессиональной деятельности.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Привычка решать задачи определенным, ранее опробованным путем, психологическая  инерция затрудняют решение, а нередко  и вообще не дают возможности его  найти. Преодолевая косность мышления, используют прием, получивший название «мозгового штурма». В каждом коллективе есть люди, склонные к генерированию  идей, и скептики, спорщики, предпочитающие идти проторенными путями и нередко  выступающие против всего нового, непривычного. Обсуждение той или  иной проблемы в коллективе чаще всего  не удается успешно закончить, так  как продуцирование нового наталкивается  на возводимые критиками препятствия.

Воображение.

Воображение — психическая  деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают  воссоздающее воображение и творческое воображение.

До сих пор ученым почти  неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для  человека и странным образом связана  с деятельностью организма. Благодаря  воображению человек творит и  разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций. Первая из них состоит в  том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена. Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образом он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

 Внимание

Внимание — один из познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Многие ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека.

 Внимание человека обладает пятью основными свойствами : Устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. Сосредоточенность — способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при отвлечении от других. Переключаемость — перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Объем — размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание менеджера —  большая воспитательная сила. Если подчиненный видит, что руководитель внимательно следит за ним, чувствует  его настроение, состояние здоровья, учитывает усталость, моральное  состояние, то он значительно лучше  работает и лучше относится к  старшему.

Внимание проявляется  в деятельности. Осуществление любой  деятельности требует проявления больших  или меньших волевых усилий. Значит, указывает М. И. Станкин, волевое воспитание неизменно ведет и к воспитанию внимания. Однако объем и продолжительность волевых усилий следует увеличивать постепенно. Например, давая служащему задание, надо сначала требовать составления плана выполнения работы и контроля над ней, затем — самостоятельной проверки полученных результатов, затем — составления подробного отчета о выполненной работе.

При выполнении какой-нибудь особенно тяжелой работы ничто не должно отвлекать внимание. Рабочее  место следует организовывать так, чтобы все необходимое было под  рукой. Поиски конспекта, инструкции, инструмента  отвлекают внимание, расхолаживают. Легче поддерживать внимание в тишине или при негромкой мелодичной музыке.

Таким образом, индивидуальные особенности протекания познавательных процессов людей, в конечном счете, по-разному влияют на успешность их профессиональной деятельности человека, но и в каждом конкретном случае можно проследить элементы закономерностей, зная которые, можно управлять процессом восприятия информации и ее переработки задачей. Итак, как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает познавательные процессы. К ним относятся: ощущение и восприятие, с помощью которых человек принимает воздействие окружающего мира, отражает свойства, различает признаки предметов, ощущает состояние собственного организма; мышление и воображение , представляющие собой высшие формы отражения в сознании человека объективной реальности; память - один из основных психических процессов, без которого бы настоящее по мере протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом; внимание - благодаря которому происходит отбор необходимой информации, обеспечивается избирательность психической деятельности.

 Вся познавательная  сфера имеет ярко выраженный  индивидуальный характер и в  силу этого во многом определяет  личностные особенности человека, на их основе формируются и  развиваются профессионально важные качества  менеджера, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

 

2.Чем отличаются нравственные нормы поведения от этикетных норм в управленческой деятельности.

 Мораль - особая, специфическая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости. Она предполагает оценку общественных явлений, не с индивидуальной, а с коллективной , и в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Соблюдения ее норм и требований- основа нравственного поведения людей.

Соблюдение моральных  норм в поведении людей и в  целом общества - необходимое условие  существования человеческой цивилизации, ибо аморализм приводит не только к разрушению личности, но и к  деградации всего общества. Главным  регулятором выполнения людьми моральных  норм является совесть. Не случайно говорят, что если человек нарушает нормы  человеческого общежития, то у него нет совести. Совесть - это эмоциональное  переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она - внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях  и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен  или невозможен. Только совесть, соединенная  с долгом, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики.

 Этика - это учение  о нравственности, морали; отрасль  знания; особая наука, позволяющая  рассматривать и оценивать человеческие  отношения, а также поведение  людей с точки зрения их  соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Существует  так называемая «профессиональная  этика», или «деловая этика». Деловая  этика - это совокупность этических  принципов и норм, которыми должна  руководствоваться деятельность  организаций и их членов в  сфере управления и предпринимательства.  Успешному руководителю трудового  коллектива необходимо хорошо знать настроение людей. Оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления - это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей. Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем. Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека». Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

Правила поведения могут  со временем меняться, вместе с тем  меняется и манера поведения. Эти  правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают  характер более или менее строго регламентированного церемониала  и в соблюдении которых имеет  особое значение определенная форма  поведения. Этикет в современных  условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного  благожелательного и уважительного  отношения ко всем людям, безотносительно  к их должности и общественному  положению. Внимание к внешней форме  культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в  поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что  любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим  и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с  одной стороны, как прекрасное или  безобразное, с другой, - как добро  или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение  человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Наверно каждый из нас, находясь в обществе, попадал в затруднительное положение. Действительно, можно чувствовать себя неудобно, не находить нужных слов, «не знать, куда девать руки». Чтобы не оказаться в таком затруднительном положении, достаточно знать элементарные правила этикета. Перефразируя классика, можно сказать: «Если не знаешь, как поступать, поступай по этикету!»

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости  и вежливости, принятые в том или  ином обществе.

Особенностью того, что  называется этикетом, является сочетание  формальных правил поведения в заранее  определенных ситуациях со здравым  смыслом, рациональность вложенного в  них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что  он дает возможность людям без  особых усилий использовать уже готовые  формы общепринятой вежливости для  общения с различными группами людей  и на различных уровнях.

Информация о работе Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности