Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:18, доклад
Ощущение.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.
Существуют индивидуальные особенности мышления как процесса:
Широта мышления — это способность охватить весь процесс целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности системного видения, представления системы связей и отношений внутри объектов и между ними.
Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.
Самостоятельность мышления
характеризуется умением
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом.
Торопливость ума — проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Критичность ума — умение
человека объективно оценивать свои
и чужие мысли, тщательно и
всесторонне проверять все
Для эффективности работы руководителя желательны высокая степень развития основных качеств ума, их гармоническое сочетание. Недостатки в развитии того или иного качества неизбежно сказываются на поведении личности, ведут к различным деформациям и ошибкам в профессиональной деятельности.
Каждый акт мышления представляет
собой процесс решения какой-
Воображение.
Воображение — психическая
деятельность, состоящая в создании
представлений и мысленных
До сих пор ученым почти
неизвестно о механизме воображения.
Эта форма характерна только для
человека и странным образом связана
с деятельностью организма. Благодаря
воображению человек творит и
разумно планирует свою деятельность,
управляет ею. Воображение является
основой наглядно-образного
В жизни человека воображение
выполняет ряд специфических
функций. Первая из них состоит в
том, чтобы представлять действительность
в образах и иметь возможность
пользоваться ими, решая задачи. Эта
функция воображения связана
с мышлением и органически
в него включена. Вторая функция
воображения состоит в
Внимание
Внимание — один из познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Многие ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами : Устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. Сосредоточенность — способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при отвлечении от других. Переключаемость — перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Объем — размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Внимание менеджера — большая воспитательная сила. Если подчиненный видит, что руководитель внимательно следит за ним, чувствует его настроение, состояние здоровья, учитывает усталость, моральное состояние, то он значительно лучше работает и лучше относится к старшему.
Внимание проявляется в деятельности. Осуществление любой деятельности требует проявления больших или меньших волевых усилий. Значит, указывает М. И. Станкин, волевое воспитание неизменно ведет и к воспитанию внимания. Однако объем и продолжительность волевых усилий следует увеличивать постепенно. Например, давая служащему задание, надо сначала требовать составления плана выполнения работы и контроля над ней, затем — самостоятельной проверки полученных результатов, затем — составления подробного отчета о выполненной работе.
При выполнении какой-нибудь особенно тяжелой работы ничто не должно отвлекать внимание. Рабочее место следует организовывать так, чтобы все необходимое было под рукой. Поиски конспекта, инструкции, инструмента отвлекают внимание, расхолаживают. Легче поддерживать внимание в тишине или при негромкой мелодичной музыке.
Таким образом, индивидуальные особенности протекания познавательных процессов людей, в конечном счете, по-разному влияют на успешность их профессиональной деятельности человека, но и в каждом конкретном случае можно проследить элементы закономерностей, зная которые, можно управлять процессом восприятия информации и ее переработки задачей. Итак, как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает познавательные процессы. К ним относятся: ощущение и восприятие, с помощью которых человек принимает воздействие окружающего мира, отражает свойства, различает признаки предметов, ощущает состояние собственного организма; мышление и воображение , представляющие собой высшие формы отражения в сознании человека объективной реальности; память - один из основных психических процессов, без которого бы настоящее по мере протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом; внимание - благодаря которому происходит отбор необходимой информации, обеспечивается избирательность психической деятельности.
Вся познавательная
сфера имеет ярко выраженный
индивидуальный характер и в
силу этого во многом
2.Чем отличаются нравственные нормы поведения от этикетных норм в управленческой деятельности.
Мораль - особая, специфическая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости. Она предполагает оценку общественных явлений, не с индивидуальной, а с коллективной , и в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Соблюдения ее норм и требований- основа нравственного поведения людей.
Соблюдение моральных
норм в поведении людей и в
целом общества - необходимое условие
существования человеческой цивилизации,
ибо аморализм приводит не только
к разрушению личности, но и к
деградации всего общества. Главным
регулятором выполнения людьми моральных
норм является совесть. Не случайно говорят,
что если человек нарушает нормы
человеческого общежития, то у него
нет совести. Совесть - это эмоциональное
переживание ответственности
Этика - это учение
о нравственности, морали; отрасль
знания; особая наука, позволяющая
рассматривать и оценивать
Правила поведения могут
со временем меняться, вместе с тем
меняется и манера поведения. Эти
правила в своей совокупности
представляют собой этикет, регулирующий
внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Этикет относится к внешней культуре
человека и общества. В него входят
те ее требования, которые приобретают
характер более или менее строго
регламентированного
Однако культурное поведение
человека - это часть проблемы культуры
человеческих отношений. Другая ее часть
- поведение культурного
Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Информация о работе Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности