Ролевые игры.
Люди — прирожденные актеры.
Способность играть чужую роль помогает
им лучше приспособиться к окружающему
миру. Все разумные существа выражают
свои чувства через внешнее поведение,
иногда делая это намеренно. Поэтому под
ролевыми играми мы понимаем поведение,
к которому прибегает играющий по своему
сознательному решению или по просьбе
окружающих. Объективный наблюдатель
может увидеть в ролевых играх как драматическую
интригу, так и элементы неестественности.
Для участников действия, однако, ролевые
игры — это способ самовыражения.
Ролевое поведение в реальной жизни может
проявляться в виде ритуалов, отмечающих
особые события, светские и религиозные,
реальные или вымышленные, но всякий раз
выполняющие культурную функцию для всего
сообщества.
На заре цивилизации ролевые
игры были призваны помочь человеку выжить
среди непознанного, реализовать потребность
в контроле над силами, которые оказывали
влияние на его жизнь. Антропологи выявили
шесть основных функций ролевых игр: облегчить
чувства безнадежности и неуверенности;
уменьшить чувство страха; вселить надежду;
сформировать ощущение собственного "я";
исцелить и, наконец, помочь взаимопониманию
между людьми. Не удивительно, что сильное
удовлетворение, получаемое в процессе
ролевых игр, объясняется их терапевтическими
качествами и способностью соответствовать
глубинным психологическим потребностям
индивида.
Из сказанного вполне ясно, что ролевое
поведение никоим образом нельзя отождествлять
с низким уровнем развития, незрелостью
или неумением использовать абстрактные
понятия для самовыражения. Очевидно,
что ценность ролевых игр зависит от контекста,
их психологическое воздействие значительно,
а подчас и незаменимо.
Значит ли это, что ролевое поведение продолжает
выполнять те же психологические функции,
что и в прошлом? Хотя в целом ответить
на этот вопрос можно утвердительно, тем
не менее требуется небольшое уточнение.
За долгие годы многие старые характеристики
ролевого поведения подверглись изменениям.
Внешние проявления такого поведения
отличаются от ритуалов примитивных народов,
поскольку современные коды поведения
диктуют большую степень самоконтроля
и сдержанности. Однако наиболее разительное
изменение связано с тем, что ролевое поведение
все в большей степени ассоциируется с
личным поведением, а не с социально обусловленными
ритуалами. Современные люди уже не прибегают
к ролевому поведению как способу иллюзорного
контроля над силами природы, а имея дело
с непознанным, полагаются скорее на логику
и научные принципы, чем на ролевое поведение.
Распространенное мнение, что общение
с помощью ролевых игр объясняется незрелостью
участников акта коммуникации, основано
на наблюдении, что такое общение повсеместно
распространено среди детей и малообразованных
взрослых. Действительно, существует обратная
зависимость между овладением абстрактным
языком и использованием ролевого поведения.
По мере взросления человек все меньше
и меньше прибегает к услугам ролевых
игр. Однако о чем это говорит?
Необходимо различать ролевое поведение
как попытку компенсировать ограниченные
способности к общению и как способ удовлетворения
иных психологических потребностей. Не
следует забывать, что в исторической
перспективе ролевое поведение является
первичной (возможно, первобытной) формой
самовыражения. В конце концов это первый
язык, который выучивает ребенок в младенчестве,
который предшествует словесному общению
и некоторое время существует параллельно
с ним. Известно, что при определенных
условиях, особенно в состоянии эмоционального
стресса и напряжения, люди предпочитают
обращаться к более ранним моделям поведения,
как более надежным. Не удивительно поэтому,
что ролевое поведение наблюдается везде,
где живут люди. Не удивительно и то, что
ролевые игры как особая форма поведения
используются ныне как эффективный метод
современной психотерапии.
Концепция ролей и ролевых игр.
История ролевых игр связана
с разработкой теории ролей, а
также с появлением понятия ролевых
игр в современном бихевиоризме
и социологии. В 1966 г. Биддл и Томас
написали книгу "Происхождение и
история теории ролей", где в
качестве своих предшественников называют
Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Вклад
Морено заключается в описании двух
стадий генезиса ролей: восприятия роли
и воплощения, или разыгрывания,
роли. Линтон предложил разграничить
понятия "статуса" (социального
положения) и роли, тем самым признав,
что а) положения и соответствующие
роли являются элементами общественного
уклада и что б) поведение че¬ловека
можно рассматривать как разыгрывание
роли, а саму роль — как связующее
звено между поведением человека
и социальной структурой.
Исторически, однако, зарождение понятия
роли не связано ни с социологией, ни с
психологией. Морено писал, что слово role
(роль) происходит из латинского rotula (небольшое
колесо или круглое бревно), которое позднее
стало означать скрученный в трубочку
лист бумаги, на котором записывали слова
пьес для актеров. Лишь с XVI—XVII веков "роль"
означает игру актеров.
Понятие ролевых игр как части психотерапии
было разработано лишь в XX веке. Одними
из первых ролевые игры в психотерапии
использовали Зильбург и Генри (1941). Сами
они указывали, что еще в начале XIX века
Рейл отмечал терапевтический эффект
от "разыгрывания сцен" пациентами
психиатрических больниц. Морено в начале
XX века описывал ролевые игры с детьми
в городских садах Вены. Однако лишь в
30-х гг. эксперименты с разыгрыванием сцен
были признаны эффективной психотерапевтической
процедурой.
С середины 50-х гг. применение ролевых
игр в США пошло двумя путями. Их стали
широко использовать в психотерапии, включая
группы личностного роста. Сюда же относятся
все терапевтические применения, которые
Николе и Эфран (1985) назвали "современной
терапией катарсиса", включая классический
метод социометрии и психодрамы Морено,
гештальт терапию, а также группы встреч
(Голь-дберг, 1970), первичную терапию (Янов,
1970), терапию реальностью (Глассер, 1965)
и частично трансактный анализ (Берн, 1961).
Ролевые игры в психотерапии стали применяться
и сторонниками бихевиористских методов
лечения, не признававших роль катарсиса
в терапии, — терапии фиксированной роли
(Келли, 1955) и репетирования поведения
(Вольп, 1958). По сути психодрама располагается
где-то между современной терапией катарсиса
и поведенческой терапией, поскольку признает
важность как катарсиса, так и пере-обучения.
Второй областью применения
ролевых игр стали тренинговые группы,
которые ставят задачу саморазвития и
самосовершенствования, а не психотерапии.
Это направление было создано в основном
с целью развития в людях навыков руководителей,
поведения в больших и малых группах, взаимодействия,
разрешения конфликтов в группах, формирования
адекватного самовосприятия и восприятия
других. Классическими примерами могут
послужить Т-группы (группы тренинга),
а также центры психологического тестирования
на профессиональные качества и способность
к руководству.
Сегодня ролевые игры применяются повсюду
и незаменимы в разнообразных областях
использования психологии. Однако несомненно,
что наиболее эффективно они применяются
в психотерапии.
Заключение:
Опираясь на данные приведенные
в моей курсовой работе, можно сделать
соответствующие выводы о важности игр
и игрушек в жизни взрослого человека.
Каждый человек относится к своей игре
по разному, например тот самый мастер
на заводе всего лишь занимает игрой в
шахматы частичку своей жизни, а для чемпиона
мира по шахматам Гарри Каспарова это
целая жизнь. Таким образом, каждый человек
отводит особую роль в жизни своей игре,
кто-то играет ради минутного развлечения,
кто-то ради отрешения от повседневной
рутины, для кого-то игра становится жизнью,
но всех этих людей объединяет то, что
каждый из них получает от своей игры удовольствие,
ради которого он начал играть. Тем самым
становится ясно, игры и игрушки занимают
несомненно одну из самых важных ролей
в жизни каждого из нас.
Список используемой
литературы:
- Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999 г. 416 c.
- Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди которые играю в игры. Изд-во „Попурри“ 1999 г. 512 с.
- Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Изд-во М.: Просвещение ,1991 г. 93 с.
- Венгер. Л.А. Игра как вид деятельности. Вопросы психологии №3 1978 г.
- Выготский. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. Вопросы психологии №6 1966 г.
- Кайуа. Р. Игры и люди;Статьи и эссе по социологии культуры. Изд-во М.: ОГИ 2007 г. 304 с.
- Киппер. Д.. Клинические ролевые игры и психодрама. Изд-во М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993 г. 224 с.
- Макаров. В. Избранные лекции по психотерапии. Изд-во М: "Академический проект", Екатеринбург: "Деловая книга" 1999 г. 416 с.
- Миллер С. Психология игры. Изд-во Университетская книга, 1999 г. 320 с.
- Рубинштейн. С. Основы общей психологии. Изд-во «Питер», 2000 г. 712 с.
- Фрейд З. Художник и фантазирование. Изд-во « Республика», 1995 г. 400 с.
- Харис. Т. Я -О"кей, ты - О"kей. Изд-во «Академический проект», 2006 г. 363 с.
- Хейзинг. Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. Изд-во М.: Прогресс – Традиция. 1997 г. 416 с.
- Эльконин Д. Психология игры. Изд-во М.: Владос, 1999 г. 360 с.
Ссылка на источник иллюстрации
- http://PHOTOFORUM.RU
1 №14, 314 с.
2 №11, 129 с.