Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:19, тест
Таблица
Оценка основных профессиональных качеств преподавателя
Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.
Уровень педагогического и методического мастерства
Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность
Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися
Внешний вид педагога, мимика и жесты
Оценка основных характеристик учащихся на занятии
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности
Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала
Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся
Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО
Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы
Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий
Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков
Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий
Оценка цели и результатов проведённого занятия
Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели занятия
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно
Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся (чему и в какой степени научились)
Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени)
Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)
10. Какие жалобы имеет учитель на учеников. Что хотел бы изменить в отношениях с детьми.
Ориентировочные схемы анализа уроков соответственно поставленной цели
I. Цель: планирование учебно-воспитательных заданий урока и оценка их оптимальности
1. Полнота, комплексность, разнообразность заданий урока.
2. Учёт особенностей учеников класса во время планирования задач.
3. Учебные, воспитательные, развивающие задания.
4. Наличие дифференцированных заданий.
5. Правильность выделения среди системы заданий основных, наиболее существенных при этих условиях.
II. Цель: оценка оптимальности содержания урока
1. Соответствие содержания урока требованиям программ.
2. Выбор наиболее рациональной логики раскрытия материала.
3. Научность, систематичность, доступность изложения материала, полнота раскрытия темы.
4.
5. Трудовая, политехническая направленность урока.
6. Оценка содержания материала с точки зрения его развивающего влияния (развитие познавательных интересов, эмоций, рациональных приёмов мышления, общеобразовательных навыков и умений, воли, настойчивости).
7.
8. Умение учителя выделять в содержании материала основной идеи и мысли, концентрировать внимание на передовых принципах, фактах, законах.
9. Ошибки во время подбора содержания урока.
III. Цель: оценка оптимальности выбора методов, приёмов и способов обучения
1. Соответствие методов общей направленности обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учеников, специфике предмета.
2. Методы изучения нового материала.
3. Методы формирования умений и навыков.
4. Методы стимулирования и мотивации.
5. Методы контроля и самоконтроля.
6.
7.
8. Методика организации самостоятельных работ.
9.
IV. Цель: проверка, оценка знаний, умений, навыков
1. Место контроля в системе урока.
2. Методы контроля, доц их использования.
3. Методика проверки домашних заданий.
4. Развитие у учеников навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование, вопросы тем, кто отвечает).
5. Количество опрошенных учеников.
6.
7. Учёт индивидуальных особенностей во время проверки.
8. Способы активизации учеников во время проверки.
9. Количество оценок, их объективность, аргументация.
10. Содержание и характер вопросов, заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно-следственных связей и пр.).
11. Оценка уровня качества знаний, умений, навыков (полнота, осознанность, крепость, глубина, наличие системы в ответах).
V. Цель: как формируются общеобразовательные умения и навыки на уроке
1. Какие задания формирования общеобразовательных навыков были замечены?
2. Какие виды деятельности в связи с этим были выбраны и почему?
3. Какие задания и упражнения предлагались для формирования общеобразовательных умений и навыков?
4. Какие методы работы были выбраны и почему?
5. Какие общеобразовательные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности?
6. Какие трудности имели учитель и ученики во время решения этих заданий?
7. Как осуществляется формирование навыков, планирование учебной работы (планирование ответов, сочинений, доказательств)?
8. Как формируется умение выделять основное в материале (учитель концентрирует на нём внимание, выделяет существенные признаки, записывает основные мысли, подчёркивает их интонацией, анализирует логику ответов учеников)?
VI. Цель: изучение способов активизации познавательной деятельности
1. Активизация познавательной деятельности на разных этапах урока.
2. Приёмы активизации в случае использования разных методов обучения.
3.
4. Виды активности (внешняя, познавательная).
5. Моменты наибольшей активности учеников, её причины.
6.
VII. Цель: изучение характера взаимоотношений учителя и учеников
1. Организация работы учеников на разных этапах урока.
2. Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учеников, организовать самостоятельную работу.
3.
4. Уровень педагогических требований к ученикам, к их ответам, к развитию речи и мышления.
5. Характер постановки вопросов ученикам.
6. Реакция на ошибки учеников.
7. Реплики во время оценки учеников, аргументация оценок.
8. Характер и тон дисциплинарных замечаний.
9. Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке.
10. Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения.
11. Стиль и темп работы учителя, их влияние на деятельность учеников (энергичность, решительность, вялость, равнодушие и др.).
12. Стимулирование успехов учеников, арсенал стимулов.
13. Языковое взаимодействие на уроке (культура речи, логичность, эмоциональность).
VIII. Цель: реализация принципов обучения на уроке
1. Реализация основных дидактических принципов в содержании и методах обучения.
2. Реализация принципов обучения на разных этапах урока.
3. Показ реализации одного из принципов обучения на уроке:
·
·
·
·
·
4. Какие средства, методы и приёмы были использованы для реализации принципа осознанности:
· была ли использована наглядность;
·
· какие познавательные задания решались;
· была ли организована самостоятельная познавательная работа;
· проверено ли понимание домашнего задания, степень понимания нового материала;
· какие приёмы использованы для проверки осознания нового (сообщение, сравнение, постановка проблемных вопросов).
5. Можно ли говорить про единство и взаимосвязь принципов обучения на уроке.
IX. Цель: организация познавательной деятельности на уроке
Организация восприятия на уроке:
·
· создание условий для успешного восприятия материала;
· виды восприятия (непосредственное, опосредованное);
· какие новые представления были сформированы, насколько они правильные, полные;
·
Формирование понятий на уроке:
· какими знаниями оперируют все ученики класса;
· выделить в структуре знаний научные факты, понятия, законы, теории;
· как учитель формировал новые понятия, теоретические обобщения, выводы (использовал анализ, синтез, сравнение);
· каков уровень сформированных понятий;
· были ли в наличии все этапы формирования понятий.
Организация запоминания:
·
·
·
Психологический анализ урока
1. Общая психологическая направленность урока:
· мотивация деятельности учителя и учеников на уроке (по обязанности, по интересу, по традиции общественной деятельности…);
· интерес учителя и ученика к уроку (к содержанию, методам и формам).
2. Реализация идей развивающего обучения:
· как осуществлялась работа по формированию активности, самостоятельности и творчества;
· какие средства использовал учитель для постоянного перехода от обучения к самообучению.
3. Организация познавательной деятельности на уроке:
· были ли установки на восприятие, запоминание и размышление (что воспринять, что заучить, что обговорить);
· как учитель добивался целостного и осознанного, осмысленного восприятия учебного материала (поставил цель, направил осознанность в одно русло, использовал целостный подход, наглядность, образность и т.д.);
· как организовал внимание (как направил, как переключал, что делал во время отвлечения, как добивался стойкости);
· как развивал память детей (какие виды деятельности организовывал, как нацеливал на запоминание, сохранение и воспроизведение, как подбирал информацию для запоминания, сколько и как повторял, как проверял);
· как развивал мышление учеников, используя сравнения, сопоставления, анализ, синтез, классификацию, систематизацию, генерализацию;
· как работал с понятиями, аргументами;
· как развивал творческое представление.
4. Формирование умений и навыков у детей:
· как формировал общеобразовательные умения и навыки;
· как вырабатывались специальные умения и навыки;
· какие практиковал виды упражнений как они способствовали тренировке умений и навыков;
· какую роль играют указания, инструкции, алгоритмы, примеры при формировании умений и навыков;
· рационально ли использовал время для формирования умений и навыков.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы учеников
· какие эмоции детей преобладают на уроке;
· какие способы коррекции эмоций использовал учитель на уроке;
· учитывает ли педагог на уроке индивидуальные особенности и состояние ребёнка;
· что делает для активизации волевой сферы у детей;
· замечает ли учеников в агрессивном и депрессивном состоянии.
6. Психологическая саморегуляция учителя на уроке:
Информация о работе Карта анализа и оценки эффективности занятия