Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:46, реферат
Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающих ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания. Уровни обозначаются как:
- непосредственно-чувственный (ощущение, восприятие);
- отвлеченно-образный (представление);
- абстрактно-понятийный (мышление, речь);
- символический (интуиция)
1. Ощущения
1.1. Классификация психических
1. Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающих ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания. Уровни обозначаются как:
- непосредственно-чувственный (ощущение, восприятие);
- отвлеченно-образный (представление);
- абстрактно-понятийный (мышление, речь);
- символический (интуиция)
В знаниях и познавательных
актах разных уровней могут
различно соотноситься
2. Класс побуждений (непосредственно переживаемые
инстинкты, желания, интересы, влечения,
потребности, направленности, мировоззрение).
Формы побуждений различаются доступностью
для осознания, ценностным весом, сложностью
проявлений, дальностью и длительностью
перспективного действия. Сфера побуждений
объединяет субъективные устремления
к внешним и внутренним объектам (я-направленность).
3. Класс переживаний включает первичные чувствования, эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти. Они субъективно динамизируют жизнедеятельность, служат для обобщенной чувственно-смысловой оценке непосредственно переживаемого.. источники и ориентиры переживания человек находит в мире и в себе.
4. Класс мнемических форм (память). Дополняет класс интеллектуальных форм, включает запоминание – сбережение – воспроизведение – забывание. Спецификой памяти выступают ее неисчерпаемые возможности в установлении, возобновлении и обогащении связей между жизненными событиями уже-наступившими. Центральный феномен памяти – сбережение – рассматривается как неугасающая внутренняя продуцирующая активность. Различаются память индивида на внешние объекты и память о себе как особый я-направленный психический процесс.
5.Класс сознательных психических форм. К нему относятся все психо-практические явления, представленные на уровнях сознания, осознания, самосознания и самопознания. Возможны нормальные, аномальные и патологические акты сознания.
6.Класс Бессознательных (внесознательных) психических форм . К нему относятся психические явления, предсуществующие в индивидуальной психиче как общие пра-идеи, пра-образы, пра-чувства. Класс дополняют бывшие в опыте индивида психические впечатления, ускользнувшие от сознания, или устраненные из поля активного сознания.. бессознательное обогащают мысленные, чувственные и образные интуиции. Интуиции иногда несут в себе потенциал будущих творческих проявлений индивидуального сознания.
1.2. Ощущения как интеллектуальная психическая форма
Ощущения (сенсорные
явления) представляют собой психические
феномены, которым свойственны
способности, в доминирующий «ощущающий психологический тип» (К.Г.Юнг).
В соответствии с типологией Юнга различают: экстравертный ощущающий тип в высшей степени реалистичный, с сильным объективным чувством факта; интровертный ощущающий тип определяется не столько качеством и интенсивностью объекта, сколько своим субъективным откликом на него.
Классификация ощущений:
1. По основанию
связи ощущений с
2.По основанию
сенсорной данности объектов
или самого субъекта выделяют э
3. По основанию связи ощущений с различными формами существования материи различается сенсорика с источника мышечного, вибрационного, вестибулярного и т.д. происхождения.
4. На основе обладания специфическими качествами или модальностями ощущения делятся на: зрительные впечатления – данность светлоты, цвета, прозрачности, приятности оттенков источника; слуховые впечатления – данность звучания, а также высоты, громкости распространения звука; осязательные впечатления – данность касания, тяжести, укала, давления, боли, теплоты; обонятельные впечатления – улавливание запахов в их специфических оттенках, насыщенности, доставляемом удовольствии; вкусовые ощущения - данность специфической “вкусноты”, удовольствия “вкушать”, остроты вкуса и т.д.; органические и кинестетические впечатления – впечатления внутрителесного комфорта, телесных движений, динамической пластике тела.
Задание для самостоятельной работы № 1
Из предложенных слов
Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.
Задание для самостоятельной работы № 2
В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
Задание для самостоятельной работы № 3
Из перечисленных понятий
Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
Задание для самостоятельной работы № 4
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
- Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ... .
- Ощущение,
как и всякое психическое
- Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений
материального мира.
- Генетически
самое раннее чувственное
- Ощущение как ... ... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.
- Действие
внешних раздражителей на
- Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ... .
- Минимальное
различие между двумя
- При
... под воздействием раздражителя,
специфичного для одного
Задание для самостоятельной работы № 5
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Основные свойства ощущений - это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется... а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. К изменению чувствительности приводит... а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это... а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7. В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задание для самостоятельной работы №6
Проанализируйте отрывок и
сделайте вывод о природе
Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение.
Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось.
- Ради Христа! - пожаловался кто-то рядом. - Не можете ли вы посидеть спокойно?
- Простите, - прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сиреневый - какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак "выход", мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашьего супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами.
Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало!
...Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала запах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра "горгонзола". О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами.
Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох.
Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу появилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехорошо. (Дж. Филдинг)
Задание для самостоятельной работы №7
Выберите правильные суждения из предложенных.
1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.
2. Ощущения
многих других свойств
3. В отличие
от ощущений животных, ощущения
человека опосредованы его
4. Восприятие
следует рассматривать как
5. Ощущение
зависит не от качества
6. В эволюции
организмов возникли не
7. Ощущения
дают нам более или менее
верные образы объективных
8. Орган чувств
(рецептор) пассивно отвечает на
воздействующие раздражители, и
этим пассивным ответом и
9. Ощущение
есть не только отражение
10. Ощущение
- активный процесс,