Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение классификаций эмоциональных явлений
Задачи курсовой работы:
-Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных явлений;
-Дать общую характеристику эмоциональным явлениям.
Объект исследования: эмоциональная сфера
Различают два вида аффекта:
1) Патологический
2) Физиологический.
Патологический аффект является следствием психического заболевания, протекает при отсутствии сознания.
Физиологический аффект возникает у нормального человека. Протекает физиологический аффект при сохранном сознании.
Выделяют два типа патологического аффекта:
1) голотимный
2) кататимный.
Феноменологическое сходство этих патологических аффектов обусловлено нарушением произвольности и неразряжаемостью, а их различие определяется двумя моментами: степенью предметности эмоционального переживания и характером связи с объектом. Понятие «кататимия» отражает влияние эмоциональных факторов на мыслительную деятельность человека. В случае кататимного аффекта речь идет о патологически гипертрофированном значении объекта, обусловленном спецификой потребностей. Связь с предметом, хотя не всегда осознана и не всегда истинна, - избыточно жестка.
Другой вариант – «псевдосвязи» - демонстрирует голотимный аффект.
Аффект, обознчаемый как голотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, возникающее в результате физиологических событий, которое опредмечивается во внешнем мире. Его феноменологической характеристикой является психологическая невыводимость из личностной истории.
Итак, феноменологически
кататимный аффект представляет собой
эмоциональное явление, связанное
со значимыми областями
В генетическом плане голотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.
Правильное понимание аффектов имеет большое значение для педагогики и особенно для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.
Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации.
В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональная напряженность» употреблять термин «стресс».
Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье» имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности, расплывчатости границ.12
Г.Селье полагает, что
слово «стресс» пришло в английский
язык из старофранцузского и
В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г.Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты.
Г.Селье трактует понятие
«стресс» по-разному. Если в его первых
работах под стрессом понимались
совокупность всех неспецифичных изменений,
возникающих в организме под
влиянием любых сильных воздействий
и сопровождающихся перестройкой защитных
сил организма, то в более поздних
работах под стрессом понимается
неспецифическая реакция
Постепенно по мере изучения
стресса Селье пришел к пониманию
в его развитии роли психологического
фактора. В публикациях чаще стали
появляться такие понятия, как «психический
стресс», «эмоциональный стресс». Это
привело к размыванию понятия
стресс, так как в их содержание
стали включать и первичные эмоциональные
реакции, возникающие при критических
психологических воздействиях и
эмоционально-психические
Это привело к смещению
психофизиологического и
Первым попытался разграничить
физиологической и
На финальной стадии разработки
своего умения Г.Селье говорит о
двух видах стресса – дистресс,
связанный с отрицательными эмоциональными
реакциями, эустресс, связанный с
положительными эмоциональными реакциями.
Это привело к тому, что в
сферу понятий вошли все
То есть стресс (от англ. слова
stress – напряжение) – эмоциональное
состояние, возникающее при опасности,
больших физических, психических
перегрузках, то есть в необычно трудной
ситуации. Переживается оно с большой
внутренней напряженностью. Часто такие
переживания возникают при
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
В настоящее время в
зависимости от результатов стресса
ученые различают эустресс (положительный
стресс, который сочетается в желательным
эффектом и мобилизует организм) и
дистресс (отрицательный стресс с
нежелательным вредоносным
В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.
Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.
Таким образом, аффект и стресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.
2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств.
В большинстве учебников
психологии настроение описывается
как самостоятельный
По Л.С.Рубинштейну «
Прийти к какому-то однозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотреть разные характеристики настроения.
В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:
1) слабой интенсивностью;
2) значительной длительностью;
настроение может длиться
3) подчас неясностью его
причины; испытывая то или
4) влиянии на активность
человека; непостоянно присутствуя
у человека в качестве
Говоря о видах настроения,
можно сказать, что оно может
быть хорошим (стеническим) и плохим
(астеническим). В первом случае при
его устойчивом проявлении говорят
о гипертимии, то есть повышенном настроении.
Оно характеризуется
Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.
Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладание чувства и настроения коллектива, социальной группы.
То есть настроение представляет
собой общее эмоциональное
Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.16
Собственно эмоции представляют
собой длительные состояния, иногда
лишь слабо проявляющиеся во внешнем
поведении. Они имеют отчетливо
выраженный ситуационный характер, то
есть выражают оценочное личностное
отношение к складывающимся или
возможным ситуациям, к своей
деятельности и своим проявлениям
в них. Собственно эмоции носят отчетливо
выраженный идеаторный характер; это
значит, что они способны предвосхищать
ситуации и события, которые реально
еще не наступили, и возникают
в связи с представлениями
о пережитых или воображаемых
ситуациях. Их важнейшая особенность
состоит в их способности к
обобщению и коммуникации; поэтому
эмоциональный опыт человека гораздо
шире, чем опыт его индивидуальных
переживаний: он формируется также
в результате эмоциональных сопереживаний,
возникающих в общении с
Собственно эмоции – это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.18
Более условным и менее
общепринятым является выделение чувств
как особого подкласса
Другая особенность чувств
состоит в том, что они образуют
ряд уровней, начиная от непосредственных
чувств к конкретному объекту
и кончая высшими социальными
чувствами, относящимися к социальным
ценностям и идеалам. Эти различные
уровни связаны и с разными
по своей форме обобщениями
Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.
Чувства тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны, потребностями человека, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Полярность чувств также
является их отличительной характеристикой.
Это свойство связано с тем, что
каждое чувство имеет свою противоположность
и их можно группировать попарно.
Это сказывается как в наиболее
простых переживаниях: удовольствие
– неудовольствие; симпатия – отвержение,
так и в более сложных