Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:39, контрольная работа

Краткое описание

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения, все это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление. С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всех познавательных процессов.

Содержание

Введение.
1. Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте.
1.2 Развитие мышления младшего школьника.
1.3 Развитие памяти младшего школьника.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная детская практическая психология !!!1 (2).docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

         ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

                                          Контрольная работа 

По Детской практической психологии.

           «Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте»

 

 

                                                                                  Выполнил:

                                                                                  Студентка ПМДО-31(ОЗО)

                                                                                 И.А.Казакова

                                                                                  Проверил:

                                                                                  И.В.Латыпов

 

 

                                        

 

 

 

                                            Хабаровск 2013г.

 

Содержание:

Введение.

1. Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте.

1.2 Развитие мышления младшего школьника.

1.3 Развитие памяти младшего  школьника.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная система образования  характеризуется многообразием  научно-методологических концепций, типов  учебных заведений, программ и методов  обучения, все это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым  для усвоения учебного материала.

Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как  восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление. С поступлением ребенка  в школу начинается перестройка  всех познавательных процессов.

В связи с этим проблема управления познавательной деятельностью  и целенаправленного формирования мышления в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой психологии развития.

Не вызывает сомнения, что  определенное содержание знаний может  быть адекватно воспринято, усвоено  только в определенных формах мыслительной деятельности.

Фактически система знаний, усвоенных человеком в течение  его жизни, является результатом  работы его мышления. Их качество тем  выше, чем лучше сформировано его  мышление. Проблема зависимости продуктивной деятельности от уровня развития мыслительной деятельности всегда волновала психологов.

Мышление младшего школьника, несмотря на значительные успехи в  усвоении словесного материала, абстрактных  понятий, довольно сложных закономерностей, в основном остается наглядно-образным. Но новые образовательные программы  требуют более эффективного развития словесно-логического мышления. Отсутствие необходимого уровня развития элементов  словесно-логического мышления приводит к неуспеваемости детей, повышению  уровня тревожности и в дальнейшем к их невротизации.

Изменения, происходящие в  обществе, оказывают воздействие  на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвигают новые требования к системе образования. Увеличившийся  поток информации, рост темпа жизни, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешной деятельности современному человеку. Развитие произвольной памяти взаимосвязано с развитием  специфических способностей.

 

 

1. Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте

 

1.2 Развитие мышления младшего школьника

Понятием «мышления» обозначается одна из фундаментальных и исключительно  значимых для человека психологических  способностей. Фундаментальной эта  способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется  как родовое существо; разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. А. Бандура определяет мышление как внутреннюю структуру, частично определяющую, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия. Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенность мышления выражается в том, что мыслящий субъект всегда соотносит предметы и явления по свойствам сходства или различия, происхождения, тенденций развития и на этой основе может мысленно оперировать не только единичными предметами или явлениями, а как бы группами сходных свойств, категориями связей и отношений (пространственных, временных, причинных).

Обобщенности человеческого  мышления в большой мере способствует то, что оно носит знаковый характер, что оно протекает в форме  слов. Разнообразные знаки, и, прежде всего, знаковая система естественного языка являются важнейшим средством, делающим человеческое мышление опосредствованным. Через эти средства мышление человека с самого начала приобретает общественно-исторический характер и тем самым отличается от мышления животных. Ребенок с первых дней жизни овладевает не только окружающим его предметным миром и орудийной предметной деятельностью, но и специальными человеческими средствами мысли и общения - родным языком, а затем и другими системами знаков.

Особая важность речевых  форм мысли была экспериментально подтверждена И.П. Павловым, создавшим учение о  двух сигнальных системах высшей нервной  деятельности человека.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. «Визуальное» мышление - это мышление зрительными  образами, в процессе которого «оцениваются и определяются различные взаимоотношения  между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются  возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты  и познавать отношения между  ними в реальном преобразовании ситуации. Основным условием решения задачи в  данном случае являются действия с  соответствующими предметами При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. На следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект познает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Мышление человека функционирует, имея в своей основе некоторое  конкретное предметное содержание, соотносимое  с той или иной сферой действительности: мышление «есть процесс непрерывного взаимодействия познающего, мыслящего  субъекта с познаваемым объектом, с объективным содержанием решаемой задачи». В процессе мышления путем последовательного преобразования данного материала субъект усваивает соответствующие его закономерности. Мысленное преобразование исследуемого объекта приобретает специфические черты в зависимости от материала как содержательной основы функционирования мышления, и поэтому характер такого материала может служить критерием различения предметных видов мышления: математического, экономического, исторического и т.д.

Значительный вклад в  теорию мышления внесла теория Л.С. Выготского, в результате которой было установлено, что формирование понятий у детей происходит через три основные ступени: 1) образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом; 2) образование понятий - комплексов на основе некоторых объективных признаков. К ним относятся ассоциативные, коллекционные, цепные комплексы, а также псевдопонятия; 3) образование настоящих понятий. Заключается в умении ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостные понятия.

Построение и актуализация умственных действий диктуется природой материала. На это в свое время  указывал Л.С. Выготский, и высказанные им предположения о единстве формы и содержания мышления получили обоснование и практическое применение в работах К.М. Гуревича и сотрудников Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Принципиальное нововведение, сразу же отграничившее теоретический поиск Л.С. Выготского от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции (внимание, память, мышление, воображение) вводились особые регуляторы, а именно знаки, которые создаются культурой. Знак (слово) - это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Вся система отношений функций друг с другом определяется в основном господствующей на данной ступени развития формой мышления. Иначе говоря, в зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций. Таким образом, Л.С. Выготский считал, что центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.

Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу. Следовательно, развитие мышления идет не от индивидуума к социуму, но от социума к индивиду. Обучение ведет и определяет развитие. Для Л.С. Выготского мышление ребенка развивается от социализированной формы через эгоцентрическую речь (для общения с другими) к внутренней речи. При этом речь становится средством высшей формы мышления.

Современная тенденция предметной дифференциации обучения предполагает, что мыслительные усилия ученика  начинают концентрироваться в одной  или нескольких областях предметного  содержания. Мышление получает свою направленность, складывается его предметная ориентация. В опыте обучающих упрочиваются способы восприятия анализа и структурирования предметного материала, т.е. мыслительные стереотипы.

В младшем школьном возрасте значительные изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Наиболее существенные изменения, по мнению Л.Ф. Обуховой, можно наблюдать в  области мышления, которое приобретает  абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с  трудностями Обухова Л.Ф. Детская  возрастная психология. Дети младшего школьного возраста плохо управляют  своими мыслительными процессами Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Они легко отвлекаются от поставленной учебной задачи, по случайным ассоциациям отклоняются, не доводят до конца своих рассуждений. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим.

В развитии мышления младших  школьников психологи выделяют две  основные стадии Сапогова Е.Е. На первой стадии (первый-второй классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном  и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это, по мнению Л.Ф. Обуховой, является решающим для определения научных понятий Обухова Л.Ф. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Классификация занимает первостепенное место в учебной деятельности младшего школьника, когда ребенок получает знания о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому в его познавательной деятельности становится необходимым умение располагать приобретаемые знания в определенном порядке, приводить их в систему. Отмечается, что раньше всех складывается операция классификации; её интенсивное развитие приходится на 1-3-й классы. Умозаключения по аналогии начинают формироваться позднее, на рубеже 2-3-го классов.

В начальной школе важен  принцип наглядности. Давая возможность  детям расширять сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает  выделение существенного общего и обозначение его соответствующим  словом. Многочисленные исследования Л.С. Выготского и его учеников показывают, что в период младшего школьного возраста все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того, чтобы владеть своими психическими процессами, сознательно управлять ими, ребенку в этом возрасте еще нужны внешние средства, дающие ему опору при организации этих процессов. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно думать в тех случаях, когда они пользуются рассуждением вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, на которое опирается ребенок, организуя свое мышление. Основным критерием полноценного обобщения является умение ребенка привести собственный пример, соответствующий полученным знаниям.

К третьему классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию (стадию конкретных операций, по Ж. Пиаже), требующую от учителя  демонстрации связей, существующих между  отдельными элементами усваиваемых  сведений. К третьему классу дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что формируется формально-логическое мышление.

Информация о работе Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте