Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.
Задачи работы:
1) изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;
2) обосновать формирование комплекса неполноценности;
3) определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ……………………………………..5
1.1Понятие комплекса неполноценности………………………………..5
1.2 Причины появления комплекса неполноценности…………………8
1.3 Признаки комплекса неполноценности ……………………………12
1.4 Комплекс неполноценности и его виды ……………………………14
2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ……………………………………………………..21
2.1. Методика проведения исследования изучения проявления комплекса неполноценности……………………………………………………………….21
2.2. Анализ проведенного исследования изучения проявления комплекса неполноценности………………………………………………………………22
3.1 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ……………………………………………………..25
3.1 Способы решения проблемы…………………………………….…..25
3.2 Как избавиться от комплекса неполноценности…………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Комплекс неполноценности.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                        ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

 

Специальность Психология

Специализация – Психология труда и организационная психология

 

 

 

УМЕТБАЕВА РЕГИНА ФАЯЗОВНА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и       проявления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Уфа-2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ……………………………………..5

1.1Понятие комплекса неполноценности………………………………..5

1.2 Причины появления комплекса неполноценности…………………8

1.3 Признаки комплекса  неполноценности ……………………………12

1.4 Комплекс неполноценности и его виды ……………………………14

2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ  КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ……………………………………………………..21

2.1. Методика проведения  исследования изучения проявления комплекса неполноценности……………………………………………………………….21

2.2. Анализ проведенного  исследования изучения проявления  комплекса неполноценности………………………………………………………………22

3.1 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ……………………………………………………..25

3.1 Способы решения проблемы…………………………………….…..25

3.2 Как избавиться от  комплекса неполноценности…………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Ощущение комплекса неполноценности, как правило, может появляться в момент, когда человек начинает сравнивать себя с другими людьми, или когда кто-то сравнивает вас с кем-то. Ещё, подобные ассоциации могут возникать в результате сравнений со стилями или уровнями жизни, а так же с установленными образцами поведения в обществе.

Комплекс неполноценности - сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспо-мощности, превосходства всех над собой.

Понятие ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер.

В быту понятием «комплекс неполноценности» пользуются гораздо проще, используя это то как «обзывалку» в отношении не очень уверенных людей, то легко оправдывая этим понятием собственную лень, страхи  и нерешительность.

В настоящее время мало кто чувствует себя полноценным человеком, полноценной женщиной или мужчиной. Все люди в той или иной степени испытывают неуверенность в себе, своих действиях и даже мыслях. Мало кто оценивает себя и свой труд по достоинству, многие не могут избавиться от чувства превосходства всех и каждого над собой и ощущения полной собственной никчемности. Чувство беспомощности перед миром и обстоятельствами, повышенная тревожность преследует людей, выливаясь в низкую самооценку. В этом и выражается комплекс неполноценности.

Если такие проблемы как неуверенность в себе, недооцененность, беспомощность, низкая самооценка и чувство собственной никчемности уже начинают вам мешать нормально жить и действовать и накладывают отпечаток на все, чем бы вы не занимались – значит комплекс неполноценности укоренился в вашей личности уже очень глубоко.

Ощущение комплекса неполноценности имеет крайне негативные последствия, человек, как правило, перестаёт ощущать уверенность в себе, у него начинает занижаться чувство собственного достоинства и понижается самооценка. Впоследствии, такое отношение к себе, перерастает в депрессию и длительные психические расстройства.

Несомненно, что любому из нас, нравится признание, мы любим одобрение, участие и понимание. Но что может случиться, когда человек начинает зависеть от одобрения его другими людьми, а не от своего личного убеждения о том, кто он? Вот тут и начинает зарождаться проблема называемая комплексом неполноценности. Незаметно это начинает отражаться на личности человека, и отрицательно влиять на дальнейшую жизнь. Теряется способность к дальнейшей реализации внутреннего потенциала человека.

Дело в том, что комплекс неполноценности появляется внутри человека. То, что говорят о человеке другие люди, может оказать влияние на него, только в том случае, если, восприятие личности человека другими, принимается им, как своё собственное восприятие самого себя.

Объект исследования - развитие личности и влияние на нее комплекса неполноценности.

Предмет исследования - комплекс неполноценности.

Цель работы - рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.

Задачи работы:

1) изучить сущность  и основные черты комплекса  неполноценности личности;

2) обосновать  формирование комплекса неполноценности;

3) определить  взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ

 

1.1Понятие комплекса  неполноценности

 

Комплекс неполноценности – это смесь эмоциональных и психологических переживаний и ощущений. Человек чувствует себя неполноценным, ущербным в сравнении с другими, он искренне полагает, что окружающие люди превосходят его во всем.[7]

Комплекс неполноценности возникает вследствие душевных травм, перенесенных в детстве. Ученые доказали, что если в детстве родители будут относиться к ребенку критично и не проявлять достаточной любви и внимательности, то со временем у него разовьется комплекс неполноценности, который изменит всю его жизнь.

Так же развитию комплекса неполноценности может послужить дискриминация со стороны окружающих или неудачи, постигшие человека.

Люди с комплексом неполноценности считают себя незначительными и ущербными, они боятся высказать свое мнение, т.к. уверены, что оно не правильное. Зачастую такие люди избегают общения с другими людьми потому, что боятся быть осмеянными, не стремятся подняться вверх по карьерной лестнице, будучи уверены в том, что они просто недостойны занимать более высокую должность. В общении с другими, неуверенный в себе человек чаще всего стоит в стороне, а если к нему кто-то обращается, то во время разговора он тщательно обдумывает каждое свое слово, из-за этого он находится в постоянном напряжении.

Многие люди, у которых наблюдается комплекс неполноценности, подвержены сильным депрессиям, за которыми в редких и тяжелых случаях может последовать и суицид.

Зачастую люди с комплексом неполноценности стараются скрыть сей факт за агрессивностью, жестокостью или за чрезмерным употреблением спиртного. Другие же, наоборот, маскируют свой комплекс за высокомерием, дорогой одеждой и дорогими машинами.[6]

Все наши комплексы из детства, не составляет исключение и комплекс неполноценности. Психолог Альфред Адлер, что корни его живут в раннем детстве, некое «хочу, но не могу» - когда приходить понимание, что возможности небезграничны и все желания реализовать невозможно. Поэтому так важны детские игры, наполненные фантазиями, в процессе которых проигрываются роли, отыграть которые в реальной жизни возможности нет. И если мы сейчас вспомним, как рано современные дети начинают играть в компьютерные игры, да и просто пользоваться компьютером, понимаем, что комплекс неполноценности просто «укореняется» в их сознании. Они словно «ежики в тумане» и процесс эти заходит достаточно далеко, превращаясь в игровую зависимость.

Таким же образом компенсирует свой комплекс неполноценности и взрослый человек — увлекается, до потери состояния реальности, в компьютерные игры, забывает о реальности, погружаясь в просмотр сериалов и чтение романов, тем самым проживая чужую жизнь. Кто-то, банально, компенсируя свои комплексы отрывается на сослуживцах, друзьях и близких. Корни многих проблем связаны с детством. Конечно, не обязательно, что человек, который не наигрался в детстве в «войнушку» - выйдет на улицу с автоматом, скорее он будет реализовывать свои потребности в компьютерных «стрелялках», тем самым только усугубляя ситуация, последствия которого предсказуемы. Резкое сужение границ зоны комфорта, отрыв от реальности, потеря связи с социумом и деградация личности.

В страхе быть неполноценным и как следствие нелюбимым, одиноким и униженным, брошенным. Более глубинные причины — это страх смерти. Противоречивость комплекса неполноценности Большинство людей не готовы забыться в игровых «суррогатах», они хотят жить «реальной» жизнью. И именно это является «двигателем прогресса» для личности — когда просыпается подсознание в виде чувства вины, грусти, зависти, человек получает сильную мотивацию. И здесь опять два варианта — либо человек продолжает жить никчемной жизнью, так как боится в процессе «реализации» пережить собственную ненужность и бесполезность. Или чувство вины и собственной ничтожности, наоборот, побуждают изменить жизнь к лучшему. В какой-то степени комплекс неполноценности некий природный инструмент для того, чтобы человек не бездельничал, в котором сталкиваются два противоположных направления, некий «тяни-толкай». Человек жаждет перемен и в тоже время боится их, потому что перемены требуют активных, реальных действий, которые могут выявить все его слабости. Это постоянная борьба, но, к сожалению, если побеждает страх, к уже имеющимся негативным переживаниям добавляется ощущение собственной беспомощности, депрессия.

Внешне мы всегда благополучны, на нас некая маска, призванная скрыть наше психическое неблагополучие. Красивая «витрина», за которой кроются страх, отсутствие психологических опор. Мы живем в самообмане, сохраняя лживые маски, только чтобы не видеть реальность, собственную никчемность и ничтожество. На этой почве и вырастают тираны с манией величия, которые возвеличивают свою ложь за чужой счет. В действительности, все что хочет человек с комплексом неполноценности — чтоб его приняли здесь и сейчас, таким какой он есть.

«Неудачник» - не образ жизни, а состояние души. И никто из нас не застрахован от выплесков нереализованных желаний, но покупка дорогой машины, статусной вещи — лишь только кратковременный способ заглушить комплекс неполноценности. Человек, получающий удовольствие от своей нереализованности, смакующий это состояние — в любом случае неудачник, даже имеющий достаточное количество денег. Чтобы перестать быть неудачником нужно изменить образ мышления.

Комплекс неполноценности – явление, хорошо известное не только в психологии, но и в обыденной жизни: с различными проявлениями этого комплекса сталкивалось, пожалуй, подавляющее большинство людей. В современной психологии распространено мнение о том, что комплекс неполноценности уходит корнями в детство человека и связан с влиянием каких-либо неблагоприятных условий для развития личности.[11]

 

 

1.2 Причины появления комплекса неполноценности

 

Психолог Альфред Адлер, сформулировавший основные понятия такого явления, как комплекс неполноценности, утверждал, что формируется этот синдром еще в раннем детстве, под воздействием каких-либо неблагоприятных условий для развития, неблагополучного детства в целом. Часто причиной развития комплекса неполноценности становится жестокое подавление индивидуальности ребенка. Так, например, попытка родителей превратить чадо, у которого вообще отсутствует музыкальный талант и слух, в юного Моцарта вкупе с постоянной критикой, упреками, а то и руганью, неминуемо приводит к тому, что ребенок начинает осознавать некую свою ущербность, неполноценность. Неспособность соответствовать ожиданиям и завышенным требованиям родителей – самая благодатная почва для развития комплекса неполноценности, неприятные проявления которого проявляются и в детстве, и в зрелом возрасте.

В самом же глубоком смысле первопричиной, «корнем» формирования комплекса неполноценности – и в детстве, и у вполне взрослого и ответственного человека – является страх. Любой человек боится, что из-за его неполноценности, ущербности любимые люди от него отвернутся, бросят его, оставят в одиночестве.

Существует пять основных признаков низкой самооценки:[8]

  1. постоянные попытки привлечь внимание к своим страданиям, выставление напоказ роли мученика и жертвы,
  2. недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение, иногда дефекты речи.
  3. повышенная агрессивность и потребление алкоголя
  4. чрезмерное внимание к символам статуса, таким как спортивные или дорогие автомобили, дорогая и вызывающая одежда и т. п.
  5. чрезмерное высокомерие как показатель нарушенного чувства собственного достоинства.

Причины комплекса неполноценности различны. Как правило, это неблагополучное детство, критика и негативные внушения от окружающих, неуспешность в делах и невезучесть по жизни, отсутствие привычки к уверенному поведению, негативные самовнушения...

Информация о работе Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления