Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:53, реферат
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
- Мама!
- Мама!
- Мама!
■ Психолог обращается к мамам:
— Мамы, покажите, пожалуйста, как вы умываете своих ребятишек.
Каждый ребенок подходит к своей маме, садится к ней на колени. Мамы рассказывают потешку и гладят своих детей.
- Водичка, водичка, Умой (имя ребенка) личико, Чтобы щечки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Гладят детей по головкам. Гладят лобики. Гладят щечки. Гладят бровки. Гладят губы, подбородок.
Мамы и дети улыбаются друг другу.
■— Вот ребята, как мамы любят вас, как они о вас заботятся. Сегодня, 8 Марта, у наших мам праздник. Покажите, что вы их любите и тоже можете о них заботиться.
Дети рассказывают потешку «Водичка, водичка, умой маме личико» и гладят своих мам.
■ Психолог раздает детям игрушечных медвежат и го-ворит: ...
- Ребятаt a ваши мамы любят наряжаться, красиво одеваться? Да? Тогда пойдемте за нарядами для мам.
Дети, держа в руках игрушки, встают друг за другом. Психолог рассказывает стихотворение, дети маршируют по кругу.
Мишка мой всегда со мной,
Всегда со мной идет!
Он меня не обгоняет и не отстает.
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем:
Нам мороз и сильный ветер нипочем!
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем:
Нам сова и злые волки нипочем!
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем.
Дети поворачиваются к мамам и дружно произносят: . - Если маму мы с собой берем!
■ Психолог раздает детям платочки, бусы, браслеты, заколки, ленты. Дети наряжают своих мам.
Л По окончании этого упражнения можно включить музыку и предложить мамам потанцевать со своими детьми.
■ Психолог ставит ширму, дети прячутся за нее и поочередно зовут оттуда своих мам.
Мама должна узнать своего ребенка по голосу и назвать его по имени. Ребенок, услышав свое имя, бежит в объятия к маме.
- Психолог дает одному из ребят колокольчик, а его маме завязывает глаза. Дети разбегаются, мама по звону колокольчика, должна найти своего ребенка.
Можно усложнить игру — дать колокольчики сразу двум детям.
- Мамы садятся на стулья, психолог говорит:
Теперь пусть мамы отдохнут, а мы им песенку
споем.
Каждый ребенок выбирает себе куклу. Психолог поет и
показывает движения. Дети повторяют за ним.
Тихо, куколка, сиди, Мою маму не буди.
Прыгай, кукла, веселей, Буди маму поскорей.
Укачивают кукол.
Поднимают кукол вверх, прыгают.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятий, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог и дети еще раз поздравляют мам с праздником 8 Марта. Все идут на чаепитие, на котором дети угощают мам и воспитателей.
Занятие 12
МИШКА
Задачи:
> сплочение группы, развитие эмпатии;
> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
> развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечный медвежонок;
магнитофон, кассета с записью пения птиц;
гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает игрушечного медвежонка и просит детей внимательно послушать что он скажет:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя - Топтыгин. А как вас зовут?
Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку.
- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг — это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?
Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.
Психолог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.
Громко не кричите, Мишку не сердите, -
Тихо подходите, ласково будите.
Дети и психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.
- Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.
Все поднимают вверх сначала Левую, потом правую руку, встают на носочки.
Игра повторяется 2-3 раза.
А Чтобы каждый ребенок побывал в роли медвежонка, можно предложить лечь в круг сразу нескольким детям. На детско-родительском занятии ребенок, изображающий медвежонка, входит в центр круга со своей мамой и садится к ней на колени. В конце игры взрослые водят хоровод вокруг прижавшихся друг к другу и сладко посапывающих «медвежат».
■ Психолог укладывает игрушечного медведя на бочок и говорит:
- Все медвежата уже проснулись, а Мишка все спит. Давайте расскажем про него стишок.
Дети садятся на стульчики. Психолог рассказывает стишок и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Как под горкой Снег, снег, И на горке Снег, снег, А под снегом Спит
Медведь, Тише, тише, Не шуметь.
Подставляют ладонь под кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Кладут ладонь на кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Подставляют ладонь под кулачок.
Кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.
Разводят руки в стороны, переступают с ноги на ногу.
Подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.
Грозят указательным пальцем.
■ Психолог включает кассету с пением птиц и говорит: - Ребята, почему птицы запели? Какое время года наступило? Правильно, весна, а медведь все спит! Пора его будить/
Дети идут к «медведю», напевая песенку: У медведя во бору Я гуляю и пою,' Медведь, вставай, Из берлоги вылезай!
Когда медведь» начинает рычать, дети прячутся в широко раскрытых объятиях воспитателя.
Игра повторяется 2-3 раза.
На детско-родительском занятии дети «спасаются от медведя», забираясь к родителям на колени.
■ Психолог поднимает игрушечного медведя: - Кто меня будит? Кто мне спать мешает? Какое сейчас время года? Что? Уже весна? Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать. Спасибо за то, что разбудили!
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Тогда нужно раскрасить банки. Какого цвета мед? Какого цвета нужно взять краску? Правильно, желтого: Раскрашивайте так, чтобы ни одна капля мимо банки не упала!
Дети закрашивают банку желтой краской и дарят свои рисунки «медведю».
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
Наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам «спасибо» за игры и за угощенье. До свидания!
На повторных занятиях детям предлагается: слепить для Мишки конфеты из пластилина и завернуть их в фантики; «угостить Мишку клубничным вареньем», закрасив банку красной краской .
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет:
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою - топ!
Имитируют походку медведя.
Наклоняются, делая вид, что собирают шишки.
Хватаются за лоб. Топают ногой.
■ Дети садятся за столы, на которых находятся гуашь, кисточки (поролоновые тампоны) и листы с изображением банок.
- Ребята, наш Мишка проголодался. Что медведи любят больше всего? Правильно, мед. Мишка принес пустые банки и просит налить ему меда. Вы хотите угостить его?
Занятие 13
НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА
Задачи:
>преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
> формирование положительной самооценки;
> развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
> развитие слухового внимания, быстроты реакции;
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие чувства юмора, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная мышка;
розовый и черный косметические карандаши;
большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог показывает детям игрушечную мышку и говорит:
- Здравствуйте. ребята! Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-Мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот.
А Чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики.
Непослушные мышата Маму слушать не хотят.
Ножками потопайте. Ручками похлопайте. Головкой покивайте. Со мною поиграйте.
- Нет, нет, нет!
- Нет, нет, нет!
- Нет, нет, нет!
- Нет, нет, нет!
«Мышка» качает головой: - Ах, какие озорные, непослушные какие! Ножками не топайте.
- Будем, будем, будем!
Топают ногами.
- Будем, будем, будем!
Хлопают в ладоши.
- Будем, будем, будем!
Кивают головой.
- Будем, будем, будем!
Прыгают на месте. - Ах, какие озорные, непослушные мышата!
- Ручками не хлопайте.
- Головкой не кивайте.
-Со мною не играйте.
■ Психолог произносит предложения, дети, подобрав подходящие антонимы, заканчивают их.
- Ах, какие непослушные мышата, все делают наоборот. Мама их просит включить свет, а они... (выключают). Папа их просит выключить телевизор, а они... (включают). Бабушка их просит открыть окно, а они... (закрывают). Дедушка их просит закрыть кран с водой, а они... (открывают). Воспитатель просит их убрать игрушки, а они... (разбрасывают).
■ В тихий час, когда все малыши крепко спят, им говорят: «Не шумите, не скачите», а они... (шумят, скачут). - Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Скачут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать малышке!
Прыгают на месте.
Идут на носочках.
Садятся на корточки, кладут ладони, сложенные «лодочкой», иод щеку.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Вот наступил вечер. Мама-мышка уложила своих мышат спать. Она подошла к каждому мышонку, подладила его по головке и поцеловала в щечку.
Дети садятся на стульчики и, изображая спящих мышат, закрывают глаза. Психолог берет игрушечную мышку и подходит к каждому ребенку. «Мышка» гладит детей по головкам, .«целует» их в щечки, затем «ложится спать».
Психолог говорит:
- Только мама-мышка уснула...
Звучит быстрая плясовая музыка - дети встают со стульчиков, прыгают, танцуют. Музыка замолкает - дети садятся на стульчики, притворяются спящими.
- Проснулась мама-мышка. Что за шум? Наверное, ей что-то приснилось. Только заснула...
Игра повторяется.
— Ребята, давайте покажем пример мышкам-шалунишкам. Музыка заиграет, а мы с вами останемся на стульчиках. Никто не будет прыгать, танцевать, будить маму.
Звучит музыка - дети-, преодолевая желание двигаться, остаются сидеть на стульчиках.
■ Психолог выключает музыку, хвалит детей и говорит:
- Наступило утро. Мышата проснулись, потянулись, друг другу улыбнулись.
Все поднимают вверх сначала левую, затем правую руку и встают на носочки.
А Можно предложить детям опустить руки вниз, развести в стороны, протянуть вперед, отвести назад, попросить их вытянуть шею, покрутить головой и т.п. Такие упражнения,способствуют снятию мышечных зажимов, оптимизации мышечного тонуса и повышению психической активности.
Психолог устанавливает на полу большие игрушечные часы и говорит:
- Давайте поиграем в игру «Мышки и часы».
Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час.
Идут на четвереньках к часам, шлепая ладошками по полу в ритм стиха.
Раз, два, три, четыре! Мыши дернули за гири,
Раздался тут страшный звон: Бим, бом, бим, бом!
Убежали мыши вон!
Игра повторяется 2-3 раза.
«Дергают за гири» правой рукой.
«Дергают за гири» левой рукой.