Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств.

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………14
Задание 3……………………………………………………………………17
Задание 4……………………………………………………………………19
Задание 5……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

пед. псих..docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

5.  Формы организации обучения. Форма – это способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. В применении к процессу обучения форма -  это способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.

В отечественной  дидактике выделяются различные  формы организации обучения, но основной формой по признанию всех авторов  является урок. Отсюда и название всей системы обучения в целом –  классно-урочная система. Урок –  основная структурная единица учебного процесса в школе. Традиционно  урок понимается как систематически применяемая  для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации  деятельности постоянного состава  учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок, как  форма организации, предполагает предметную структуру, занятия с группой  учащихся одного возраста, постоянного  состава, организованное по твердому расписанию  и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Важной  характеристикой урока является его дидактическая и методическая структура. В настоящее время  единого представления о структуре  урока нет.

Обобщая рассмотрение темы «Урок как основная форма организации обучения в  отечественной дидактике»,  можно  констатировать, что урок обладает рядом недостатков, на которые указывают  как отечественные, так и зарубежные педагоги и в то же время альтернативные уроку формы организации обучения в отечественной дидактике  разработаны  в недостаточной степени.

Основной формой организации обучения в вальдорфской школе является преподавание «эпохами», когда на протяжении от трех до пяти недель на первом сдвоенном уроке учащиеся работают с одной предметной областью.

Обобщим преимущества эпохального обучения: эпохальная организация обучения более  гибка, она дает большие возможности  учителю для маневра;  она существенно  более гигиенична для психики  учащихся, которые не разбрасываются  между разными предметами одновременно и учатся в более спокойном  режиме;  концентрация по времени; концентрация по содержанию; возможности для привлечения  межпредметных связей, опыта и переживания учащихся. 

 

Вальдорфская школа не отказывается от урока, как такового, но благодаря отказу от урока, являющегося основной структурной единицей расписания (сетки часов) и переходу к эпохальной организации обучения она преодолевает ряд существенных недостатков традиционной урочной системы обучения.

          Более свободная временная структура  обучения подразумевает значительно  большую свободу учителя в определении предметного содержания обучения, которое постоянно сообразуется с конкретной ситуацией и согласуется в учительской коллегии  на регулярных педагогических советах. Такая широкая свобода (автономия) учителя в вальдорфской школе влечет за собой отказ от стандартных учебников в пользу работы с аутентичными текстами (научными статьями, энциклопедиями, справочниками, интернетом и др.), а ориентация обучения на индивидуальные способности и задатки к замене отметки на качественные характеристики и устные комментарии учителя результатов работы детей.

 

Стержнем  вальдорфской педагогики есть свобода, но не в смысле асоциальности человека. Вальдорфская школа не ориентирует детей в выборе мировоззрения, конкретной «контркультуры», а помогает им свободно и плодотворно самоопределиться, трезво и ответственно осознать реалии мира.

В организационном  аспекте принцип свободы означает, что вальдорфская школа существует на принципах самоуправления. В школе отсутствует вертикальная структура власти и подчинения. В ее делах постоянно принимают участие родители. Все важнейшие вопросы жизни школы решаются на общих педагогически-родительских объединениях.

В классической вальдорфской школе обучение длится 12 лет, а те, кто решил поступить в университет, заканчивают еще 13-й класс. Процент вальдорфских выпускников, которые становятся студентами высших учебных заведений, в среднем не ниже, а порой превышает аналогичный показатель среди выпускников традиционных школ.

Главной фигурой учебно-воспитательного  процесса в вальдорфской школе есть классный учитель, который преподает в одном классе (с 1-го по 8-й) все общеобразовательные предметы. Учебный процесс происходит без учебников и методик, весь учебный материал учитель использует как единое целое, что постепенно разворачивается и формируется. Учебный план «в каждом конкретном случае должен вычитываться из конкретной концепции ребенка». Нет в вальдорфской школе и оценок. В старших классах классных учителей заменяют учителя-специалисты (предметники).

Ежедневно первые две утренние часы отводят  для главного урока, на котором изучают  один общеобразовательный предмет. В течение дня изучения других общеобразовательных предметов  считается нецелесообразным. Изучение дисциплины в течение 3-6 недель составляет эпоху. В одном классе в течение  учебного года может быть, например, одна эпоха по химии, две эпохи  из литературы и т.д.

В вальдорфских школах изучают предметы, нехарактерные для традиционной школы, что имеет целью предоставить большей эстетической и практической направленности процесса обучения, обеспечить тесное взаимодействие теоретического обучения с художественно-прикладной деятельности, интеграцию различных отраслей знаний. Такой дисциплиной, прежде всего, считают евритмию (греч. eurhythmia - прекрасный ритм, благозвучность, стройность) - исполнение стихов или музыки с помощью ритмичных движений. В евритмии каждый звук предстает как зримый образ, поскольку соответствует специфическому движения.

 

Осуществление педагогики, основанной на подлинном  познании человека, требует большего, чем только особых учебных планов и программ. Она требует особой организации, которая целиком и  полностью сориентирована на педагогическое действие. Высшим принципом такой  школы должно стать педагогическое понимание. Это предполагает, что  коллегия учителей подобной школы постоянно  делает совместные усилия по углублению своего понимания существа растущего  человека, и решения конкретных педагогических вопросов ориентируются не на предписания, даваемые извне государственными органами управления, но на педагогическую ситуацию, связанную с потребностями конкретных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Опишите особенности и трудности в воспитании подростков.

Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10—11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый  возраст считается более трудным  для обучения и воспитания, чем  младший и старший возрасты. В  самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные  объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению  учебного материала, учащийся стремится  теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует  от него точного воспроизведения  формулы, закона, определения. Вчера  еще послушный, вежливый, подросток  вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.

Беспрекословно  принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к  ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

Трудности, связанные с обучением и воспитанием  подростков, в том и состоят, что  очень важно понять необходимость  изменить привычные методы обучения и воспитания. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и  найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного  воздействия. Психолог А. Г. Ковалев  справедливо отмечает, что здесь  речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между  подростком и взрослыми, в частности  учителями, воспитателями. Каждый возраст  требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее  было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и  сопротивление с его стороны.

 Советская психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения, подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

Рассмотрим  под этим углом зрения подростковый возраст более конкретно. Ребенок  окончил начальную школу. Переход  его к обучению в средних классах  является переломным периодом в его  жизни. От изучения системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук.

У школьника  существенно меняется его общественная позиция, его положение в системе  общественных отношений. Начинает играть большую роль в школе и семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Итак, чтобы  найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового  возраста, особенности физического  и психического развития.

Содержательная  характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и  особенно социальные условия существования  человека.

 При  оценке подросткового возраста  многие зарубежные психологи  основополагающим считают проявление  в этом возрасте подсознательного  стремления к самоутверждению  как своего рода первичного  влечения, изначально присущего  человеку, что якобы неизбежно  приводит к эгоизму, возникновению  чувства пренебрежения к другим  людям, конфликту с окружающими,  а также часто к стремлению уединиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Дайте 5 – 7 вариантов определений и сравнительную характеристику сходства и различия понятий учебная деятельность и учебная активность.

Учебная деятельность — особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Учебная деятельность — один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Учебная деятельность— один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью  которой является человек, владеющий  необходимой частью культуры и опыта  старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и  деятельности ученика.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

 

Учебная активность – характеристика учебной  деятельности, выражающая степень реализации интеллектуального и физического  потенциала учащихся.

Учебная активность – это желание и  стремление студентов приобрести как  можно больше знаний; это их целеустремленность, настойчивость и высокая работоспособность.

Учебная активность - это результат интеграции различных видов и проявлений активности, наиболее существенных именно в сфере учебных взаимодействий.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"