Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:10, контрольная работа
Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.
1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.
1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).
2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).
3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).
Согласно первой
точки зрения, специфичность эмоций
заключается в переживании
13
Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».
Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» .
Эмоции возникают
при очень сложном
Рассматриваемые
определения эмоций психолог Л.М. Веккер
считает недостаточными. По его мнению,
эмоциональные процессы - это непосредственное
отражение человека к действительности.
Л.М. Веккер предлагает двухкомпетентную
формулу эмоций, которая содержит
когнитивный и субъективный компоненты.
Когнитивный компонент - это психическое
отображение объекта эмоции, осуществляемое
интеллектом; субъективный компонент
- это отображение состояния
14
Таким образом,
по Веккеру «...во-первых, эмоция,
как отражение отношения
Такой же взгляд
на эмоции разделяет другой отечественный
психолог В.К. Вилюнас, который выявляет
и подчеркивает положение о необособленности
эмоции от входящего в ее состав
когнитивного компонента, психически
отображающего предмет эмоций. В.К.
Вилюнас вскрывает
Многие отечественные
психологи, такие как, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили
ряд принципиально важных положений
относительно, зависимости эмоций от
характера деятельности субъекта, о
регулирующей их роли в этой деятельности
и об их развитии в процессе усвоения
человеком общественного опыта.
В этой связи указывалось на связь
эмоций с мотивом деятельности. А.К.
Леонтьев подчеркивал, что эмоции не
только соответствуют той
Кроме того, в
отечественной психологии существует
информационная теория эмоций, которую
выдвинул П.В. Симонов. Согласно его
теории, источником эмоции является расхождение
между количеством наличной информации
и информации, необходимой для
решения стоящей перед
15
Симонов разработал
формулу эмоций (Э = - П/Н-С) - где П
- потребность, Н - необходимость, С - существующее
отдельное эмоциональное
С формулой эмоций П.В. Симонова не соглашается Б.И. Додонов, который пишет «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой». Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. Исходя из этого, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция - это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны - это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности .
Отечественные
психологи подчёркивают и значение
тех физиологических
В работах отечественных
исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни
и др., раскрывается место психических,
в том числе и эмоциональных
состояний в психической
Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной психологии.
16