Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………………………2
1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии………………5
2. Опишите профессионально важные качества психолога……………………………9
3. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства……………….12
Заключение………………………………………………………………….……………..18
Список использованной литературы………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

введение в профессию, вар.1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 Решающее значение для психологии  имеет связь с общественными  науками. Исследование процессов  и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией,  искусствоведением, юридической  и другими общественными науками,  приводят к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей и мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и труда.

 Сказанное делает ясным, какое  огромное значение для психологии  имеет ее связь с общественными  науками. Но необходимо помнить,  что во всех своих связях  с другими науками психология  сохраняет свой предмет, свои  теоретические принципы и свои  методы этого исследования.

Объект науки - область действительности исследуемая наукой. Предмет науки - то своеобразное, что изучает наука  в своем объекте.

 Имея дело с человеком,  как объектом своей деятельности, психолог должен удерживать (см. выше) свой предмет. Таким предметом является психическая реальность человека.

 Чтобы составить предварительное  представление о том, что такое  “психика”, определим, что есть  психические явления. Под психическими  явлениями обычно понимают факты  внутреннего, субъективного опыта.

 Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Мы сразу поймем, о чем идет речь, если обратим взор “внутрь себя”. Нам хорошо знакомы наши ощущения, мысли, желания, чувства.

 Мы видим это помещение  и все, что в нем находится;  нам может быть сейчас радостно  или скучно, мы что-то вспоминаем, переживаем какие-то стремления или желания. Все перечисленное - элементы нашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

 Фундаментальное свойство субъективных  явлений - их непосредственная  принадлежность субъекту. Что это означает?

 Это означает, что мы не  только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем,  что видим, чувствуем, мыслим  и т.п.; не только стремимся,  колеблемся или принимаем решения,  но и знаем об этих стремлениях,  колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир - это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

 

 Эта уникальная особенность  субъективных явлений открываться  нашему сознанию поражала воображение  всех, кто задумывался над психической  жизнью человека. А на некоторых  ученых она произвела такое  впечатление, что они связали  с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.

 Психология, считали они, должна  заниматься только тем, что  переживается субъектом и непосредственно  открывается его сознанию, а единственный  метод (т.е. способ) изучения этих  явлений - самонаблюдение (интроспекция - один из методов познания). Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.

 Ретроспекция (несознательные  процессы не попадают под категорию  самонаблюдения, осмысление происходит  позднее) рассматривает два подхода:

 Изучение внешней деятельности, в том числе поступков, которые связаны с внутренним состоянием.

 Изучение внутренних чисто  субъективных переживаний человека  способом самонаблюдения.

 Наблюдение.

 Включенное (внедрение в привычное  окружение), разумно-организованное  часто используется в психологических исследованиях.

 В действительности психику  другого человека непосредственно  понять невозможно. Сбор фактов, и использование их происходит  опосредованно (с помощью умозаключений  того, кто изучает на основе  собственного психического опыта.

 Дело в том, что существует  целый ряд других форм проявления  психики, которые психология выделила  и включила в круг своего  рассмотрения. Среди них - факты  поведения, неосознаваемые психические  процессы, психосоматические явления,  наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

 Успех работы психолога зависит  прежде всего от:

знания людей и умения в них  разбираться;

познания другого человека - способности  психолога проникнуть и узнать другого  человека (его внутренний мир, темперамент, способности и т.д. (что довольно сложно так как человек многогранен);

умения психолога найти истину, определить человека реального;

умения психолога влиять на людей  чтобы исцелять, помогать;

способности психолога найти эффективный  путь влияния на человека.

 Эффективность познания человека  зависит от:

самого человека (насколько он целостный, непротиворечивый);

желания человека быть познанным;

владения психологом методами (способами) познания;

и т.д.

 Индикаторы познания:

деятельность человека;

продукты труда;

поведение - совокупность поступков 

общение с другими людьми;

слово - речь (речевые реакции, устная речь (ситуативный характер, сущность переживаний), неречевые средства (жесты, мимика, движения), письменная речь);

вегетативные реакции.

 Способы общения (психология  воздействия):

разъяснение;

убеждение;

внушение;

подражание.

Таким образом психологи участвуют  не только в решении научных задач, но и в реальной жизни, помогая  развиваться конкретным коллективам, семье, отдельному человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Особенностью профессиональной подготовки психологов является вариативность и гибкость применяемых педагогических технологий, нацеленных на обеспечение передачи и усвоения «живого знания», способного обогатить внутренний мир и личностный опыт обучаемого. Это диктуется самим характером деятельности психолога, чрезвычайной сложностью душевного мира людей, являющегося для психолога основным предметом познания.

Для решения профессиональных задач  психолог призван на деле воплощать  антропоцентристский подход — быть чутким к проявлениям эмоций, интеллекта и характера другого человека, строго соблюдать этические нормы, проявляя при этом принципиальность в отстаивании собственной позиции в отношениях с вышестоящими начальниками. Все это требует от обучаемого по специальности «Психология» огромной внутренней работы, развития способностей к мысленному представлению, осознанию, проектированию и развитию собственного внутреннего мира, личностных и профессиональных качеств, необходимых для предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2009.
  2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 1995.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1995.
  4. Берримен Дж. Психология  и Вы. – Пермь, 1997.
  5. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «Психолог».– М.; Воронеж, 2003

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"