Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести случай: когда маленький ребенок находясь около печки и глядя на горящий огонь в ней не произвольно сунул руку и обжегся. Этот случай на протяжении многих лет, постоянно напоминал выросшему ребенку, что огонь опасен, если его не контролировать и обходиться с ним беспечно.
Память как психический познавательный процесс есть у всех живых существ.

Содержание

1. Память как необходимое условие единства человеческой психики……………….3
2. Личность, особенности ее развития…………………………………………………..4
3. Роль коммуникации и коммуникативной компетентности в деятельности современного профессионала…………………………………………………………9
4. Развивающие педагогические технологии………………………………………….10
5. Конструирование форм воспитательной работы. Формы коллективной творческой деятельности…………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия

Российской  Федерации

Департамент кадровой политики и образования

Ярославская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Психология и педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 5 курса 

технологического  факультета

заочного  отделения

специальность «Агрономия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013

Содержание:

 

  1. Память  как необходимое условие единства человеческой психики……………….3
  2. Личность, особенности ее развития…………………………………………………..4
  3. Роль коммуникации и коммуникативной компетентности в деятельности современного профессионала…………………………………………………………9
  4. Развивающие педагогические технологии………………………………………….10
  5. Конструирование форм воспитательной работы. Формы коллективной творческой деятельности…………………………………………………………………………..12

Список  использованной литературы………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память  как необходимое условие единства человеческой психики

 

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды  психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести случай: когда  маленький ребенок находясь около  печки и глядя на горящий огонь  в ней не произвольно сунул  руку и обжегся. Этот случай на протяжении многих лет, постоянно напоминал  выросшему ребенку, что огонь  опасен, если его не контролировать и обходиться с ним беспечно.

Память  как психический познавательный процесс есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т. е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем.

Поэтому память — необходимое условие  единства человеческой психики, нашей  психологической идентичности.

Большинство психологов признает существование  нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 — 0,5 сек.

Обнаружить, как действует  наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение  и закройте снова. Проследите, как  увиденная вами четкая, ясная картина  сохраняется некоторое время, а  потом медленно исчезает. Это —  содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться, еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная память.

Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные  отпечатки» сенсорной информации повторить  нельзя, они сохраняются лишь десятые  доли секунды, и продлить их психика  возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1 —2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

Объем кратковременной  памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно  прогнозировать успешность обучения по формуле: ОКП/2 + 1 = балл учебный. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся  в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает  информацию в течение дня, а время  ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной  за прошедший день, перевода ее в  долговременную память. По окончании  сна промежуточная память опять  готова к приему новой информации. У человека, который спит менее  трех часов в сутки, промежуточная  память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается  внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна  закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а  также определенный процент и  нужной информации.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием. Исследования процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2—3 дня. Вот поэтому говорят, что не нужно в день перед экзаменом или зачетом усердно сидеть и заучивать материал. В этот день лучше просто хорошенько выспаться или погулять на свежем воздухе, т.е. провести день с пользой для своего здоровья.

 

Личность, особенности ее развития

 

В мире живых  существ только человек может  быть назван личностью. Вышедший благодаря  труду из животного мира и развивающийся  в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.

У человеческого  зародыша в генах заложены природные  предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура  мозга обеспечивает возможность  развития интеллекта, строение руки - перспективу  использования орудий труда и  т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих  возможностей является человеком. Все  это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. А.Н.Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.

А.Н.Леонтьев, разводя понятие личности и индивида, писал: «Личность № индивид; это  особое качество, которое приобретается  индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность личности в «эфире» (Маркс) этих отношений... личность есть системное  и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид  со всеми его прирожденными и  приобретенными свойствами».

Исходя  из этого, личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для  его развития, он становится субъектом  этих взаимоотношений.

Таким образом, основное отличие свойств личности заключается  в том, что они характеризуют  человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.

Однако  любое психическое свойство является необходимым для того, чтобы быть субъектом деятельности. Активность человека обусловлена не только свойствами личности, но и особенностями психических  процессов - сенсорной чувствительностью, наблюдательностью, скоростью запечатления, сохранения и воспроизведения, сообразительностью и т.д. Психическая деятельность, как известно, по своей биологической роли есть активная приспособительная деятельность. Поэтому не существует такого психического свойства, которое не характеризовало бы человека как субъекта деятельности. Под психическими же свойствами личности понимаются не все эти свойства, а те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость, хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности.

Так как  свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических  процессов или мотивов и психических  состояний, которые могут проявляться  в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное  исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных  условиях мы можем вызвать такие  действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые.

Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного  строя, общественного класса, профессии  и т.п.

Точно так  же и психические свойства личности, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, отличаются социальной типичностью. Яркость и  отчетливость социальной типичности свойств  личности возрастает с ее уровнем. Так, выдающаяся личность воплощает в  себе определенный идеал социального  типа.

Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными  особенностями, отличающими одного человека от другого. «Индивидуальность  проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих  интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.».

Психика, которой обладает индивид, связана  с его мозгом и является свойством, посредством которого он строит картину  мира и на её основе регулирует свою деятельность. Одновременно индивид  обнаруживает себя ещё и как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений.

Развитие  психики и развитие личности тесно  взаимосвязаны - нельзя представить  себе нормального человека, обладающего  сознанием, который не выступал бы субъектом  межиндивидных отношений, т.е. не был  бы личностью. Однако из этого не следует, что личность субъекта и его психика - тождественные понятия.

Психология  традиционно рассматривает главным  образом вопросы развития психики  детей и подростков (формирование памяти, мышления, воображения, воли, чувств и т.д.), выявляет общие возрастные психологические закономерности, при  этом обнаруживающиеся, и только отчасти  затрагивает проблемы развития личности. Очевидное несовпадение понятий  «психика» и «личность», как и  понятий «психическое развитие»  и «развитие личности», при всем их единстве подсказывает необходимость  выделения особого процесса развития личности как социального, системного качества человека, субъекта системы  человеческих отношений.

Процесс развития личности, таким образом, не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них.

Понятие личности хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто  оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики  вообще.

В настоящее  время складываются определенные теоретические  представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое  обоснование процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его  в общем потоке психического развития ребенка. Так, предложена социально-психологическая  концепция развития личности ребенка  и подростка.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»