Контрольная работа по «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Актуальными в настоящее время являются вопросы воспитания посредством коллектива, применение критериев и принципов к отбору современного образования. Исследование этих вопросов невозможно без знания психологических основ развития и становления человека.
Поэтому задача контрольной работы – это в первую очередь раскрытие научных теорий, фактов педагогики и психологии. Ответы на вопросы о средствах воспитания, сущности содержания современного образования. Раскрытие основных теорий темперамента, общения. Раскрытие понятий. Выполнение практической части контрольной работы.

Содержание

Введение 3
I. Раскрытие содержания следующих вопросов
1. Темперамент. Основные теории темперамента. Характеристики основных типов темперамента 4
2. Цели и уровни общения. Культура межличностного общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная 6
3. Понятие и сущность содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования 8
4. Коллектив как средство воспитания. Этапы и уровни развития детского коллектива 10
II. Раскрытие следующие психологические понятия: интервью, компенсация, конфликт 14
III. Раскрытие следующие педагогические понятия: экспериментирование, общая педагогика, знания 16
IV. Практическое задание 17
Заключение 18
Использованная литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра социальных наук

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

 

Проверил:  

 

 

 

 

Тюмень 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

I. Раскрытие содержания следующих вопросов

1. Темперамент. Основные теории темперамента. Характеристики основных типов темперамента          4

2. Цели и уровни общения. Культура межличностного общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная  6

3. Понятие и сущность содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования        8

4. Коллектив как средство воспитания. Этапы и уровни развития детского коллектива            10

II. Раскрытие следующие психологические понятия: интервью, компенсация, конфликт         14

III. Раскрытие следующие педагогические понятия: экспериментирование, общая педагогика, знания         16

IV. Практическое задание         17

Заключение           18

Использованная литература         19

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, состоящих в формировании новых теорий и концепции воспитания и образования. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания, воспитанности, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования характера человека на основе наследственных факторов, темперамента и влияния социальных условий на становление личности человека. Исследуется общение человека, выделяются его стороны, культурологические аспекты.

Актуальными в настоящее время являются вопросы воспитания посредством коллектива, применение критериев и принципов к отбору современного образования. Исследование этих вопросов невозможно без знания психологических основ развития и становления человека.

Поэтому задача контрольной работы – это в первую очередь раскрытие научных теорий, фактов педагогики и психологии. Ответы на вопросы о средствах воспитания, сущности содержания современного образования. Раскрытие основных теорий темперамента, общения. Раскрытие понятий. Выполнение практической части контрольной работы. 
 

 

 

 

 

 

  1. Раскройте содержание следующих вопросов
  1. Темперамент. Основные теории темперамента. Характеристики основных типов темперамента

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент – тип высшей нервной деятельности человека.

Конституциональные теории темперамента направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.

Типология Э.Кречмера (1921) – указывал, что люди, обладающие определенным типом телосложения, имеют наследственную предрасположенность к определенным психическим заболеваниям.

Он выделяет 4 типа телосложения: лептосоматик, пикник, астеник, диспластик. В соответствии с ними 3 типа темперамента: шизотимик, цикломатик, иксотимик.

Концепция темперамента У .Шелдона (соматотип) сформулирована в 40-х гг. в США.

Основное положение – тело и темперамент – это два параметра одного и того же объекта – человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из существования соматотипа – типа телосложения и описывал их с помощью трех основных параметров: эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия и выделяет соответственно им три типа телосложения. Этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротоники, соматотоники, церебротоники.

Факторные теории темперамента. Голландцы Г.Хейманс и Е. Вирсме разработали вопросник 90 вопросов и исследовали 2500 человек. На основе материалов исследования они выделили три основные биполярные характеристики темперамента.

  • Эмоциональность – отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.
  • Активность – пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, школе, дома, при проведении досуга.
  • Первичная функция – вторичная функция.

Индивиды с первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект быстро угасает. Индивиды с вторичной функцией – первичная реакция на раздражитель слабая, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.

Люди с первичной функцией (экстраверты по Айзенку) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружающими. Индивиды с преобладанием вторичной функцией (интроверты) – серьёзные, педантичные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.

Выделяют четыре типа темперамента.

  • Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к" тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
  • Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

 

  1. Цели и уровни общения. Культура межличностного общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Коммуникативная сторона общения – это передача информации. 

Речь – это деятельность общения  (выражения, взаимодействия, сообщения)  посредством языка. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка.  Виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом.

Устная речь может быть диалогической и монологической

Вербальная коммуникация – процесс общения с помощью языка;    Невербальная коммуникация – это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

Интерактивная сторона общения – взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, иными словами, понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Перцептивная сторона общения – восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.  Речь идет о познании другого человека, восприятии его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Идентификация – это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Рефлексия – еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

 

  1. Понятие и сущность содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования

Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Какие же принципы лежат в основе построения содержания

образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет.

Номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципов, а именно:

- принцип соответствия  содержания образования во всех  его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

- принцип учета содержательной  и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала.

Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

- принцип структурного  единства содержания образования  на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»