Контрольная работа по дисциплине: «Психология лиц с интеллектуальным недоразвитием»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

I. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.
2. Психологический портрет умственно отсталых при двигательных, слуховых и зрительных нарушениях.
3. Психологическая характеристика лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология лиц с интеллектуальным недоразвитием.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

 

Сравнительные показатели

Умственная отсталость

(дебильность)

Детский аутизм

Клиническая картина

IQ при дебильности равен 50-60. Расстройства познавательной  деятельности в этой группе  характеризуются, прежде всего, неспособностью  к выработке сложных понятий, вследствие чего им обычно недоступны абстрактное мышление и сложные обобщения.

Речь при дебильности для обиходного общения развита достаточно, сохранена способность к освоению несложных знаний и профессиональных навыков, хотя усвоение информации дается с большим трудом. Также сохранены определенная степень адекватности и самостоятельности поведения в привычной обстановке. Собственных суждений они не имеют, но могут запоминать различные правила, выражения, взгляды других людей и шаблонно им следовать. Более того, у отдельных людей возможна односторонняя частичная одаренность - например, способность к умножению в уме больших цифр, великолепная механическая память без осмысления воспроизводимой информации и т. д.

Типичными проявлениями дебильности являются высокая внушаемость и легкая управляемость со стороны окружающих, что в определенных ситуациях может представлять опасность. Кроме того, нередко встречаются среди дебилов лица с гиперболизированными примитивными инстинктами, в частности повышенной сексуальностью и распущенностью.

Уже в младенческом возрасте выявляются на фоне невропатического поведения признаки нарушенного реагирования на окружающее и недостаточность возрастных проявлений общения, свойственные более ранним этапам онтогенеза психомоторные проявления, однообразные ритмические двигательные феномены. Формирование клинической картины завершается в возрасте 2-3 лет. Раннее психомоторное развитие асинхронно и неравномерно. Речь может развиваться с задержкой. Но, даже развиваясь своевременно, она обнаруживает выраженное своеобразие в виде отсутствия звукоподражательных и звукоизобразительных слов, периодов отказа от пользования речью, недостаточной речевой коммуникативности.

 Внимание крайне избирательно  и тесно спаяно с аффективной жизнью. При высокой механической памяти отмечаются затруднения непосредственного, в том числе смыслового, воспроизведения и сохранность отставленного. Характерно затрудненное восприятие целостных образов, в частности человеческого лица, и ситуаций.

Психика

Эмоционально-волевая сфера у детей-дебилов первично сохранена. Поэтому они в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно. Однако характерной при дебильности является незрелость, инфантильность эмоций, слабость воли, сниженная возможность прикладывать волевые усилия. 

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

 

Речь

 

У таких детей сравнительно хорошо развито бытовое вещание их можно научить правильно, произносить слова, строить предложение, употреблять обобщающие и абстрактные сроки. 

 

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

 

Поведение

Недостаточность эмоционального и визуального контакта, «ритуальное» поведение, стремление к сохранению и поддержанию неизменности окружения. Нарушения отношений и общения проявляются на всех уровнях деятельности (предметном, игровом, коммуникативном). Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека.  Дети некритичны к указаниям и советам окружающих, не предпринимают попыток проверить, сопоставить указания и советы со своими интересами. Но наряду с этим они в отношении отдельных просьб окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чём их просят.

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. 

 

Игровая деятельность

Игра не является ведущим видом деятельности.  Сюжетно-ролевой  игрой самостоятельно не овладевают. Без специального обучения дети остаются на этапе простейших манипуляций с игрушками. Лишь в конце дошкольного детства можно наблюдать отдельные элементы сюжетно-ролевой игры, которые длительный срок формируются. Так, дети под руководством и с помощью взрослого играют в магазин, выполняя роли продавца, кассира, покупателей, или обыгрывают ситуацию хождения в гости, становясь хозяевами или гостями, сервируют стол, рассаживают гостей, угощают их чаем и печеньем и т.п. Однако по собственной инициативе они таких игр не организуют. Характерны игровые действия, не наполненные каким-либо содержанием, отражающим реальную жизнь. Так, мальчик многократно катает пустую игрушечную машинку из одного угла комнаты в другой, издавая при этом звуки, которые должны обозначать шум мотора.

Если оказывается, что умственно отсталый ребенок играет с нормально развивающимися детьми, то он всегда выполняет только подсобные роли.

 

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!". У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Обучаемость

Благодаря специальной учебе они овладевают письменным вещанием: учатся читать и писать. Хоть на письме они допускают большое количество грамматических, стилистических и логических ошибок. Трудности понимания обращенного к ним вещания у дебилов можно заметить тогда, когда собеседник употребляет сложные логико-грамматические конструкции, слова и выражения с переносным смыслом. Объем запоминания является суженным. Дети с умственной отсталостью в степени дебильности могут учиться по программе специальной вспомогательной школы, которая базируется на программе начальной массовой школы, к которой добавляется упрощенное изучение истории, географии, биологии, бытовой химии и физики. Особенное место в школьном образовании умственно отсталых детей занимает трудовая учеба, социально-бытовая ориентация.

Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме "Человек дождя" актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.


Таблица 4

Сравнительные показатели

Умственная отсталость

(синдром Дауна)

Сенсорные нарушения (Алалия)

Клиническая картина

Заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека образуется 47 хромосом. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1: 600 — 900.. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой» нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы эрозированные, редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.

Многие из этих детей страдают нарушениями слуха и зрения. Примерно 50 % детей с синдромом Дауна имеют ту или иную степень близорукости и у 20 % обнаруживается дальнозоркость.

Нарушение понимания речи вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.

Ребенок при сенсорной алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим).

Психика

Одни авторы, главным образом психиатры, считают, что психические процессы этих детей формируются крайне медленно и у большинства из них в возрасте 12—14 лет наблюдается остановка в развитии. В работах же дефектологов подчеркивается, что под влиянием специального обучения у детей с синдромом Дауна продолжается хотя и медленное, но определенное совершенствование речи, бытовой ориентации и в особенности трудовых навыков.

Отмечаются отклонения

 в эмоционально-волевой  сфере. Детям присущи нестойкость  нтересов, пониженная  наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм,

неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность,

обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У большинства детей отмечаются черты психического инфантилизма: детскость поведения, эмоциональная незрелость, неспособность к волевому усилию.

Мышление

Не свойственно абстрактное мышление Обычно детям с синдромом Дауна труднее дается переработка информации, воспринимаемой на слух. Им больше времени нужно, чтобы понять, что говорится, и ответить на это, даже если у них нет проблем со слухом. Часто таким детям сложно вычленить значащий звуковой поток (голос учителя) на фоне незначащего шума (гомон в классе), а также разграничивать слова, которые звучат похоже.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Моторика

У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других воспитанников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. Обнаружены значительные задержки развития основных статических функций (удержания головы, сидения, прямостояния, статической координации), причем отмечается, что, чем функции сложнее, тем значительнее сдвинуты сроки овладения ими. У этих детей намного резче выражены дефекты в сохранении навыков равновесия и устойчивости.

Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, т. е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

У ребенка нарушена общая моторика: он неловко двигается, чаще обычного спотыкается и падает, не может попрыгать на одной ноге.

речь

У детей-даунов не сформирована вся речевая система, а не отдельные ее стороны и функции. У этих детей на очень низком уровне находится одно из главных звеньев в речевой коммуникации — диалогическое единство. Вне зависимости от состояния словарного запаса большинство из них не могут поддержать беседу

Проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком

Внимание, память

Дети с синдромом Дауна чаще лучше запоминают то, что видят (зрительная память), чем то, что слышат. Зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков,

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания

Обучаемость

К обучению ребенка-дауна надо подходить осторожно, очень индивидуально, учитывая уровень развития ребенка, его способности. Не следует превращать эти занятия в бессмысленное, механическое зазубривание букв, чисел. Достаточно большая практика воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Вопрос об интеллекте детей, страдающих тяжелым недоразвитием речи, и возможности их обучения по программам речевых школ и массовых детских садов может быть решен на основании анализа процесса обучения детей. Это обучение должно строиться с учетом природы и структуры данного дефекта, так как обучаемость ребенка зависит, с одной стороны, от субъективных факторов индивидуально-психологических особенностей личности ребенка, с другой стороны, от объективных факторов от правильной организации и методов его обучения, соответствия структуре дефекта.

Большинство детей с алалией с трудом усваивают программу речевой школы, подчас их переводят из класса в класс условно, нередко дублируя программу начальной школы. Многих детей переводят в школы VIII вида

Характер

У некоторых из этих детей отмечаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако многим из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.

Особенности этих детей  не одинаковы.

Одни дети чрезмерно подвижны, двигательно - суетливы, как будто не в состоянии спокойно «сидеть на месте». Другие  скованы, заторможены, малоподвижны.

Одни из них общительны, охотно играют с детьми и взрослыми, не боятся новых людей.

Другие чрезмерно застенчивы, избегают общения, боятся новых людей, предпочитают игру в одиночестве.

 


  V. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

 

В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

   Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи аномального ребенка. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

   Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, на наш взгляд, проявляются на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка "не такого, как у всех", является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

   Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери, предполагается, что она, в силу тяжести переживаемого, может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.

    Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. По данным, в 32% случаев такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личность ребенка.

Соматический уровень. Переживания выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических вегетативных расстройствах

  Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.

   Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации.

По данным исследований (Р.Ф.Майрамян,  О.К.Агавелян, ), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис.

Это характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: "Почему это случилось именно со мной?" Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза.

   Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.

   Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления".

Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль - «хроническую печаль".

Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

 В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.    В результате изучения микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР был произведен анализ факторов социальной характеристики данных семей, который отражал такие параметры, как:

--уровень образования родителей;

--общий культурный уровень семьи ;

--материальная обеспеченность;

--жилищно-бытовые условия;

--взаимоотношения в семье;

--наличие вредных привычек у родителей;

--состояние здоровья родителей.

На основе анализа вышеперечисленных факторов были выделены 3 группы семей:

1группа- 7 семей =28% высшее образование родителей, высокий культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье, отсутствие вредных привычек у членов семьи, по состоянию здоровья - оптимальная.

2 группа семей-удовлетворительная 14 семей =56% (один из показателей является неудовлетворительным - вредные привычки, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, по состоянию здоровья – удовлетворительная).

3 группа семей-неудовлетворительная 4 семьи =16% (наличие в семье двух и более - неудовлетворительных перечисленных показателей: низкий уровень культуры, неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки, злоупотребление алкоголем; по состоянию здоровья – неудовлетворительная).

   Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. Даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

  Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

  В семьях детей  с легкими формами умственной  отсталости примерно 1/3 родителей  являются выпускниками коррекционных  школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей.      Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева  показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Психология лиц с интеллектуальным недоразвитием»