Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 456.14 Кб (Скачать файл)

Задачи и пути развития оперативно-розыскной психологии. В целом не будет преувеличением сказать, что оперативно-розыскная деятельность - это практическая психология борьбы с преступностью. Психологическая наука является для нее базовой дисциплиной, оказывающей прямое влияние на качество решения стоящих перед ней задач. Особенно продуктивным может быть восприятие теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности психологических концепций о механизмах поведения людей, в том числе преступного, условиях и механизмах криминализации людей, мотивации осуществления ими конкретных видов преступной деятельности, процессах «запечатления» признаков лица в результатах его действий, психологических теорий ролевого поведения. Полноценное создание специальной научной дисциплины - оперативно-розыскной психологии - дело будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Психологические процессы и профессионально – значимые качества оперуполномоченного.

 

Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния" были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности, то есть требования к личности полицейского работника:

1) здравый рассудок;

2) добрая воля в отправлении  порученного;

3) человеколюбие;

4) верность к службе  императорского величества;

5) усердие к общему  добру;

6) радение о должности;

7) честность и бескорыстие.

Можно говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из:

1) индивидуальной профессиональной  концепции;

2) морально-психологических  качеств;

3) познавательных и интеллектуальных  качеств;

4) эмоционально-волевых качеств;

5) коммуникативных качеств.

 

 

1. Индивидуальная  профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.

2. Морально-психологические  качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д.

3. Познавательные  и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешность человека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т. д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышление работника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.

4. Эмоционально-волевые  качества. Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своей деятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.

5. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия:

-организованность;

-уверенность;

-независимость;

-скромность;

-установка на сотрудничество;

-готовность к помощи;

-сочувствие; обязательность;

-владение техникой общения;

-чуткость; отзывчивость;

-заботливость; справедливость;

-искренность в общении;

-активность в совместной  деятельности;

-общительность;

-последовательность;

-тактичность.

Затрудняют  взаимодействие следующие качества:

-скептицизм;

-застенчивость;

-покорность;

-сверхконформность;

-переоценка своих возможностей;

-агрессивность;

-стремление к доминированию;

-самодовольство;

-обособленность;

-вспыльчивость;

-обидчивость;

-недоверчивость;

-подозрительность;

-робость;

-грубость;

-снисходительность;

-замкнутость;

-скрытность.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Критерии профессиональной пригодности сотрудников ОРД.

Определение профессиональной пригодности сотрудника правоохранительной организации проводится в целом по результатам его правоохранительной деятельности и носит, как правило, комплексный характер, в основе которого лежат критерии, характеризующие эффективность и качество его труда. В течении некоторого времени оценка сотрудников ОВД проводилась на основе квалификационных критериев (результаты экзаменов, аттестаций и т.п.). Но при проведении профессионально-психологического наряду с квалификационными используются и другие виды критериев.

 Во-первых, профессиональная  пригодность, равно как и непригодность, оцениваются по объективным критериям, показателям эффективности его  труда в виде конкретно достигнутых  им результатов. Эти достигнутые  показатели могут быть зафиксированы  в качественной и количественной  форме.

 Во-вторых, отдельную  группу критериев профессиональной  пригодности составляют оценки  деятельности и личности кандидата, данные ему вышестоящими руководителями  и отраженные в различных документах  личного дела. («внешние критерии»). К их числу относятся оценки  различных профессиональных качеств  сотрудника, которые помогают ему  добиваться высоких результатов  в работе, например, такие как: инициатива, добросовестное и ответственное  отношение к делу, владение профессиональными  навыками и т.п. Эти критерии  более субъективны, нежели критерии, относящиеся к первой группе, однако обычно они также достаточно  надежны.

    В-третьих, профессиональная пригодность сотрудника может оцениваться косвенно по его индивидуально-психологическим качествам и свойствам в виде психологических критериев. Для диагностики степени выраженности этих свойств в количественной и качественной форме у конкретного кандидата подбирается специальная батарея психодиагностических методик и с их помощью проводится обследование. В результате показатели этих методик являются тестовыми критериями профессиональной пригодности.

 Критерии профессиональной  пригодности (как объективные по  результатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:

-отражать только значимые  показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной  деятельности.

-различать сотрудников  ОВД с высокой и низкой степенью  профессиональной пригодности к  работе в правоохранительной  организации;

-быть удобными в использовании  при оценке деятельности и  личности каждого сотрудника  ОВД;    

  Объективными («внешними») критериями профессиональной успешности  сотрудника ОВД являются: различного  рода поощрения за достигнутые  успехи в работе, зачисление в  резерв для выдвижения, назначение  на вышестоящую должность и  т.п.

О профессиональной успешности сотрудников ОВД могут свидетельствовать также положительные оценочные характеристики, выделяющие их отдельные наиболее важные в профессиональном отношении особенности, качества личности, определенные образцы, эталоны поведения в различных служебных ситуациях, особенно экстремального характера.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. построение профессиограммы и психограммы оперативного сотрудника.

Как уже отмечалось ранее, общей целью профессионально-психологического отбора является, прежде всего, определение соответствия индивидуально-психологических особенностей кандидата на работу требованиям профессии. Однако для того, чтобы определить, какие требования предъявляет профессиональная деятельность к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, необходимо провести профессиографический анализ конкретной профессиональной деятельности.                       Итогом этого анализа станет профессиограмма, и как основная ее часть – психограмма специалиста. Исследования по психологии профессиональной деятельности в отечественной психологии берут свое начало в работах И.М. Сеченова, которые проводились на рубеже 20-го века и были посвящены изучению биомеханических особенностей движений человека, организации движений в пространстве и времени, их автоматизации (формированию навыков), проблемам утомления, а также разработке принципов чередования нагрузок, организации перерывов в работе и активного отдыха Ф.Ф. Фрисман поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов. Фрисман со своими сотрудниками составил одну из первых классификаций профессий, основанную на учете характеристик умственного и физического труда. В 20-х и 30-х годах развитие профессиографии шло в рамках психотехники. Сам термин “психотехника” был предложен германским психологом В. Штерном, он же разработал основные принципы и методы профессиографии. Начиная с 40-х годов, профессиографические исследования в отечественной психологии касались, главным образом, профессий “экстремального” типа. Довольно интенсивно исследовались проблема профессионально-важных качеств летчиков, космонавтов, операторов энергетических систем, машинистов локомотивов и т. п. К сожалению, профессии “обычные”, гражданские остались относительно мало изученными, чему есть довольно простое объяснение: в советские времена все самое передовое было связано с обороной и обеспечением безопасности функционирования стратегически важных объектов.

 «Технология изучения  требований, предъявляемых профессией  к личностным качествам, психологическим  способностям, психолого-физическим  возможностям человека» представляет  собой суть профессиографии.

 Профессиография используется  в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и  формирующих методических пособий  и практических рекомендаций  по обеспечению взаимодействия  человека и профессии. Профессиография  обеспечивает постановку практической  задачи и организацию ее решения  в целях оптимизации и повышения  эффективности профессиональной  деятельности. Профессиография охватывает  разные стороны конкретной профессиональной  деятельности – социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность  их изучения зависят от социального  заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной  работы, включает все названные  характеристики, однако дает их  обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная  профессиография, направленная на  повышение безопасности профессионального  труда, детально и аналитически  описывает только те характеристики, которые являются основными источниками  опасного поведения человека  в данной сфере. Диагностическая  профессиография, обеспечивающая организацию  профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических  и социально-психологических характеристик  профессиональной деятельности  только на тех этапах работы, от которых в большей степени  зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

 Формирующая профессиография, используемая в процессе профессионального  обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики  профессии в общих чертах, с  детальной аналитической проработкой  технических и технологических  сторон конкретной профессиональной  деятельности.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе – методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализа (метод экспертной оценки, метод качественного анализа, метод статистического анализа).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"