Конфликтность и толерантность как качества личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики в 70-е годы XX столетия.

Содержание

Ведение 3
1. Конфликтность как качество личности. 5
1.2 Виды конфликтов. 8
2. Толерантность как качество личности. 10
Вывод 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтность и толерантность как качества личности.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать  с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.  
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других.

Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.

Не случайно практически  каждая работа, посвящённая толерантности, начинается с анализа самого понятия. Дело в том, что толерантность как явление не является односмысловым. Понятие «толерантность» характеризует и качество личности, и моральное правило, и принцип деятельности, и принцип отношений между индивидами. Толерантность как качество личности выражает способность индивида к договорённостям, склонность к доброжелательности, доброте, уважение к инакомыслию. Толерантность как моральное правило означает требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому к человеку следует относиться как к цели и высшей ценности, а не как к средству. Толерантность как принцип деятельности и поведения указывает на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и применение интересов. Толерантность как принцип отношений между индивидами характеризует стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу.

Воспитание толерантной  личности - процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Воспитание  культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Проблема конфликтных  ситуаций и конфликтного поведения  в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии, но по прежнему сохраняет свою актуальность.

Вся практическая психология так или иначе ориентирована  на изучение средств психологической поддержки личности, в том числе на выявление причин и истоков конфликтности личности. Несмотря на практическую значимость проблемы конфликтов, все работы в этой области психологии несколько разобщены и относительно мало исследований, выявляющих и анализирующих      зависимость     конфликтного      взаимодействия      от личностных особенностей индивида.

Недостаточная разработанность  проблемы истоков конфликтного взаимодействия, его обусловленности конфликтным  потенциалом личности затрудняет поиски истинных причин конфликтов и путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Между тем это весьма важная и актуальная проблема современной практической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список использованной литературы                    

1.      Асмолов А. Историческая культура  и педагогика толерантности //

Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2.       Семина Л.И. Учимся диалогу.  Толерантность: объединения и  усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

3.      Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование.

2001 № 9, 2002 №  1.

4.    Гусева    А.С.,    Козлов    В.В.    Конфликт:    структурный    анализ, консультативная помощь, тренинг. - М.: 2004

5.  Данакин  Н.С.,  Дятченко  Л.Я.,  Сперанский В.И.  Конфликты и технология их предупреждения. Белгород 2003 - 316 с.

 

 

 




Информация о работе Конфликтность и толерантность как качества личности