Конфликты: виды и способы разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 09:57, реферат

Краткое описание

Конфликты отвечают глубинным потребностям человека, поскольку прогресс в любой сфере возможен лишь через конструктивное преодоление противоречий в интересах, суждениях и оценках. Плохо, когда такого конструктивного разрешения не происходит, и конфликт приобретает хронический, неразрешимый характер.

Содержание

Введение

1. Основные виды конфликта

2. Пути и способы разрешения межличностных конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

 1. Основные виды конфликта

2. Пути  и способы разрешения межличностных конфликтов

Заключение

Список  использованной литературы

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Что есть наша повседневная жизнь? Радости  и огорчения, удачи и неудачи, достижения и провалы, взлёты и падения – сплошные конфликты, сплошные заботы.

      Любой из нас, наверное, согласится, что конфликт – внутрисемейный, производственный или межгосударственный – это  всегда неприятность, которой желательно избегать. Хорошо, если б конфликтов не было вовсе. Однако психологические наблюдения показывают, что это вопрос спорный. По крайней мере, решается он не столь однозначно. Человеческий конфликт – основа развития и становления человека. Жить без конфликтов – значит не иметь отношений, значит не развиваться. Такого не бывает…

      Психологический парадокс состоит в том, что для  полноты ощущений нам необходимы не только позитивные переживания, но и негативные.

      Конфликты отвечают глубинным потребностям человека, поскольку прогресс в любой сфере возможен лишь через конструктивное преодоление противоречий в интересах, суждениях и оценках. Плохо, когда такого конструктивного разрешения не происходит, и конфликт приобретает хронический, неразрешимый характер.

      Всё возрастающий интерес к конфликту и конфликтологии имеет под собой два основания. Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма, страх перед будущим, т.е.  постоянное усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают данную дисциплину важной и актуальной. Во-вторых, мы сегодня оказались в совершенно новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за своё дальнейшее существование. Если раньше уповали на Бога, на высшие силы, на магов и волшебников, на коммунистическую партию, то сегодня всё более очевидно, что девизом жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте конфликтология приобретает актуальность как «средство профилактики конфликта».

      Жизнь каждого человека, его  внутренний мир встраивается в мозаику внешнего мира, а значит, важно понять, чего именно вы хотите достичь внутренне  и внешне. Понять свои собственные потребности и ценности и соотнести их с обществом, в котором живёте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 

1. Основные виды  конфликта                         

      Конфликтная ситуация – это ситуация, которую  хотя бы один из партнеров по общению  воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющие его личное достоинство, честь и т. п. В психологии под конфликтом понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.

   Итак, чтобы конфликт развился, нужны участники или стороны конфликтной ситуации. Это могут быть отдельные люди (индивиды) или группы. По количеству участников, вовлеченных в конфликт, различают основные виды конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно – групповой, межгрупповой. Также можно выделить различные типы конфликтов: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может перерасти в борьбу личностей (опять же межличностный конфликт), в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой и далее в социальный конфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

      Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические конфликты. Где первые направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определённых требований или несправедливым распределением между участниками  каких-либо преимуществ                                                  (власти, богатства, территории).

Вторые  имеют своей целью выражение  накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое       конфликтное взаимодействие,                                          становится здесь не средством достижения конкретного     результата, а самоцелью.

      Если  вернуться к определению  внутриличностного конфликта, то можно определённо назвать этот конфликт, представляющий серьёзную опасность. Он является одним из самых сложных психологических конфликтов, т. к. развивается во внутреннем мире человека. Внутриличностный конфликт возникает при взаимодействии с окружающим миром и характеризуется борьбой мотивов, интересов, целей, ценностей одного индивида.  Собственные противоречия могут привести к стрессам, психотравмам, суицидам. Внутриличностный конфликт не всегда виден и совсем не очевиден. Часто человек сам не осознает, что находится в состоянии внутреннего конфликта, а иногда намеренно его скрывает.

        При внутригрупповом конфликте  первое, что бросается в глаза, это - крайние точки зрения. Традиционно считается, что конфликты в группе являются негативным явлением и их следует устранять (Л.И. Уманский, А.В. Петровский).    

      И приветствовали конфликт как фактор «движения и развития группы» (Л. Козер, К. Левин, М. Дойч). Группы с тесными  внутренними связями с высоким уровнем вовлечённости во внутригрупповые отношения склонны к подавлению внутригрупповых конфликтов.

      Конфликт  считается межгрупповым, если конфликтующими сторонами являются группы, преследующие несовместимые цели. Когда в качестве сторон выступают малые группы, такие конфликты обозначаются как межгрупповые; когда большие группы, то речь будет идти о социальных конфликтах (межэтнических, межнациональных, межпартийных).

      Все мы являемся членами разных групп  – семьи, ученического коллектива, спортивной команды, общества, страны и т. д. при этом члены группы выполняют различные функции, именуемые ролями. За каждой ролью тоже стоят определённые права и обязанности и соответствующие им нормы поведения. Когда на индивида направлены одновременно  ожидания различных групп, предписывающих ему разные роли, тогда развивается  межролевой конфликт.

                  Межличностный конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального  взаимодействия (А. Я. Анцупов.)

      Межличностная конфликтная ситуация – это личностно направленное и внешне выраженное, негативно окрашенное отношение, поведение, действие, реакция партнера (партнеров) по общению.

      Межличностные конфликты охватывают все сферы  человеческих отношений и являются, пожалуй, самыми очевидными и распространенными. Трудность начинается  сразу же, как только мы задумаемся над тем, что любая личность является одновременно членом определенной социальной группы, а точнее – разных групп. Одно из его  значений приписывают межличностным явлениям статус неформальных.

        В любом межличностном конфликте  выделяют два взаимосвязанных  аспекта:   

  • содержательную сторону конфликта (предмет разногласий) и психологическую, т. е.
  • коммуникативную компетентность (умение общаться) и личностные особенности участников. Именно эти факторы определяют очень многое в процессе конфликтного взаимодействия.

      Межличностный конфликт может протекать в деловой  сфере, бытовой, личностной и интимно-личностной. Межличностные конфликты в деловой  сфере чаще всего бывают ролевыми, например: учитель – ученик, начальник – подчиненный, когда сторонам представляется, что их оппонент нарушает предписанные данной роли правила.

      Межличностные конфликты как столкновения личностей  могут происходить как между  постоянно взаимодействующими, так и между случайно встретившимися людьми.

      Структура конфликта  может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие  от других социальных явлений. 

        Какое-то время конфликтная ситуация может существовать как потенциальный конфликт для одной или обеих сторон. Подлинное значение она обретает лишь после осознания значимости предмета  разногласий для сторон. Именно это оказывает решающее влияние на процесс их включения в конфликт и на степень жестокости. Конфликтная ситуация включает острую форму противоречия, являющуюся основной конфликта, при которой существующие  противоположности не могут больше существовать в рамках  прежнего единства. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при  этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т. п.), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными. 

    2.     Пути и способы разрешения межличностных конфликтов.

      Благополучное разрешение конфликта определяется возможностями сторон и их доброй волей. Обычно каждый участник конфликта  усматривает в действиях противоположной  стороны злые намерения и воспринимает каждое любое новое действие как  следующую атаку. И от этого раздражается всё больше и больше. По такому же принципу идет реакция у оппонента. Все  это приводит стороны к эскалации конфликта: то, затухая, то, снова разгораясь, накал его постоянно растет. У сторон существенно меняется представление друг о друге, но рано или поздно конфликт придется завершать. Даже столетняя война имела свой конец.

      Конфликты весьма разнообразны по своей природе, они неоднозначны и изменчивы, не похоже один на другой. Поэтому говорить  о единой форме завершения конфликта или о каких-то универсальных способах  его разрешения не приходится.

      Есть  два понятия: разрешение конфликта  и завершение конфликта. Завершение конфликта более широкое понятие, чем его разрешение. Ведь конфликт может завершиться гибелью сторон, но это не будет означать, что он разрешился.

 Для  разрешения конфликта необходимы  усилия, внутренняя работа. Сам по  себе он не разрешается.

      Американский  исследователь Р.Даль выделяет три  варианта завершения:

  • Применение насилия;
  • Мирное урегулирование;
  • Тупик.

      Если  посмотреть на выбор, то наилучшим из имеющихся вариантов представляется мирное урегулирование. Однако всем известно, как трудно сделать первые шаги, хотя бы потому, что мешают эмоции. При  межличностном конфликте можно  попробовать сказать 

себе: « да мы оба раздражены, но это раздражение нас никуда не приведет. Случилось то, что случилось. Теперь следует подумать, как достичь позитивных изменений». Только овладев эмоциями, можно продуктивно работать над конфликтом.

      В целом  лучший способ разрешения конфликтных отношений – их недопущение вообще. Когда же они все-таки возникают, то возможны разные подходы к их разрешению.

   Возможны два способа разрешения конфликта – с посредником и без него.

      В области теории конфликта три  способа завершения конфликтных ситуации:

1. Победа  одной из сторон (доминирование);

2. Уступки  обеих сторон (компромисс);

3. Взаимовыгодное  решение (сотрудничество или интеграция)

      Если  конфликт завершается победой одной  из сторон, то считается, что этот конфликт лишь приостановлен до лучших «времен», но не разрешен.

      Второй  способ завершения конфликтной ситуации – её урегулирование, т. е. успешное побуждение (или принуждение) одного из противников к тому или иному  способу действия.

      Третий  способ – интеграция, в основе которой  лежат установки толерантности. Она открывает принципиально новые  возможности. Это тот путь, который наиболее эффективен в принятии любых решений, но он усложняется отсутствием соответствующих установок, ценностей, да и просто знаний.

Информация о работе Конфликты: виды и способы разрешения