Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:47, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогической деятельности
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами в образовательной среде…………………………………….….6
1.2. Критерии и особенности развития опыта межличностных отношений младших школьников………………………………………….…..9
1.3. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………..12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента……………….…..23
2.3. Практические рекомендации учителям начальных классов для конструктивного решения конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе…………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Литература
Моделирование конфликтных ситуаций является одним из таких методов. Н.В. Самсонова считает, что этот прием, во-первых, актуализирует интеллектуальный потенциал учащихся, и, во-вторых, способствует тренировке умения конструктивного спора [11;34].
Выводы по 1 главе
Историко-педагогический анализ
проблемы управления конфликтами позволяет
выделить этапы, основные противоречия
и тенденции ее развития, оценить
состояние в современных
Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Цель учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный институт.
Специфика педагогической работы
заключается в том, что труд педагога
протекает индивидуально. Работая
с ученическим коллективом один
на один, педагог, как правило, находится
в сильном психическом
В открытой и постоянно
развивающейся системе, какой является
школа, противоречия неизбежны, поскольку
детский социум характеризуется
большой динамичностью в силу
стоящей перед ним
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте
Цель данного эксперимента - выбор путей, способов, средств формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте возможен при:
- своевременной диагностике социально-психологических особенностей конфликтности учащихся;
- осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди младших школьников;
- разработке механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди младших школьников, так и среди педагогов.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.
3. Проанализировать модели поведения в конфликтной в младшем школьном возрасте.
4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди младших школьников.
Базу исследования составили учащиеся четвертого класса МОУ СОШ № 24, в колличественном составе 40 человек и 10 учителей начальных классов. Учащиеся IV классов в возрасте 9-10 лет, который соответствует младшему школьному возрасту.
В качестве диагностического материала использовались следующие методики:
- Опросник «Мой класс» (Гильбух);
- Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной);
- опрос.
Опросник «Мой класс» (Гильбух): может использоваться во II - VII классах.
Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1,4,7,10,13-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2,5,8,11,14-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3,6,9,12,15-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
- степень удовлетворенности (У);
- степень конфликтности (К);
- степень сплоченности (С).
Максимальная сумма баллов по каждой шкале составляет – 15 баллов.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.
При ее предъявлении
классу дается следующая
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты». Вопросы опросника в Приложении 1.
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет» — балл 3.
По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.
Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического) [4].
Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной).
Шкалы: типы поведения в конфликтной ситуации - соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество
Назначение теста.
Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению [23].
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
• соперничество (конкуренция)
• приспособление, означающее
в противоположность
• компромисс, способ решения конфликта когда идут на взиамные уступки и достигают согласия;
• избегание, для
которого характерно как
• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению
типичных форм поведения К.
Томас описывает каждый из
пяти перечисленных возможных
вариантов 12 суждениями о поведении
индивида в конфликтной
Инструкция к тесту: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации». Вопросы теста в Приложении 2.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Ключ к тесту
№ п/п |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б | |||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б | |||
4 |
А |
Б | |||
5 |
А |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
А |
||
9 |
Б |
||||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б | |||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А | |||
16 |
Б |
А | |||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А | |||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А | |||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А | |||
25 |
А |
Б | |||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б | |||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Обработка и интерпретация результатов теста .
За каждый ответ,
совпадающий с ключом, соответствующему
типу поведения в конфликтной
ситуации начисляется один
Методика опроса учащихся позволяет выяснить понимание сущности конфликта детьми, причины конфликта, действия оппонента, средства разрешения конфликта. Опросник приведен в Приложении 3 [9].
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента
В результате проведенных наблюдений и диагностики были получены следующие результаты. Из таблицы 1 видно, что ученики имеют некоторое представление о конфликтах, их возникновении, но в силу недостаточности своих знаний и опыта, а также возрастных особенностей и интеллектуального развития не могут правильно охарактеризовать это явление.
Таблица 1
Данные опроса учащихся
Что такое конфл. |
Часто ли ты ссоришься с однокл. |
Причины конфл. с однокл. |
Если кто-то неправ, твои действия |
Если ты неправ, твои действия |
Причины конфл. с учителем |
Помогает ли конфл. доказать, твою прав. |
Мирные средства разреш. конфл. |
Кто первым должен мириться |
||
непонимание (14 % уч-ся) |
нет (52 % уч-ся) |
говорят не то, непонимание (11 %), из-за друзей (9 %), что-то не поделили (6 %) (всего 26 %) |
выясняю отношения, спорю, поправляю, доказываю, что неправ (всего 66 % уч-ся) |
перевожу в шутку (2 %), доказываю (8 %), мирюсь (19 %), извиняюсь (39 %), соглашаюсь (13 %) (всего 81 %) |
проблемы с домашним заданием (6 %), что-то не так сделал (13 %), неправильное мнение (6 %) (всего 25 % уч-ся) |
нет (67 %) |
разговор (28 %), расслабиться, остановиться (2 %), помириться (14 %), игры с классом (1 %), извиниться (4 %) (всего 49 %) |
оба (1 %) |
||
это плохо (6 %), драка (21 %), не дружат (21 %), поруга-лись (19 %), спор (11 %), нарушение правил (2 %), не знаю (6 %) (всего 86 % уч-ся) |
не очень (22 %) |
не знаю (32 %) |
говорю отстань (4 %), оби-жаюсь (2 %), бью (4 %), не было такого, не знаю (24 %) (всего 34 % уч-ся) |
плачу (2 %), ухожу (6 %), ничего не делаю (11 %) (всего 19 % уч-ся) |
шум, раз-говор (38 %), опоздание (6 %), драка (6 %), бегали (25 %) (всего 75 % уч-ся) |
да (25 %), не знаю (8 %) (всего 33 % уч-ся) |
что-нибудь подарить (2 %), нет мирных средств (13 %), сделать то, что хочет другой (7 %), не знаю (7 %), есть мирные средства (22 %) (всего 51 %) |
кто начал (25 %), я (45 %), не важно (1 %), кто неправ (13 %), другой (14 %), самый умный (1 %) (всего 99 % уч-ся) |
||
да (26 %) |
обижают, обзывают (6 %), бьют (19 %), берут вещи без спроса (9 %), играют не по правилам (8 %) (всего 42 |