Конфликты в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогической деятельности
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами в образовательной среде…………………………………….….6
1.2. Критерии и особенности развития опыта межличностных отношений младших школьников………………………………………….…..9
1.3. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………..12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента……………….…..23
2.3. Практические рекомендации учителям начальных классов для конструктивного решения конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе…………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.64 Кб (Скачать файл)

Пятый этап - это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель, насколько правильно выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном педагогическом процессе.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ребенке.

Шестой этап - заключительный. Он представляет собой анализ педагогического  воздействия и позволяет оценить  эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы [7;287].

 

Выводы по 2 главе

Исследование показало, что  преобладающими стилями поведения  в конфликтных ситуациях у младших школьников 4-х классов является избегание и соперничество. При этом уровень конфликтности в целом по классам находится на среднем уровне, что говорит о благоприятном психологическом климате. Об этом же свидетельствуют и показатели по другим шкалам: удовлетворенность и сплоченность, средние баллы по которым достаточно высоки. Частота и регулярность возникновения конфликтных ситуаций объясняется возрастными особенностями – эмоциональность, подверженность влияниям авторитета взрослых. Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями школьного коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов и решению их конструктивным способом. Об этом свидетельствуют данные наблюдения среди младших школьников, которые стремятся решить конфликт чаще всего в свою пользу, не желают идти на компромисс, уступки. Хотя они понимают, что конфликт – это плохо.

Данные опроса говорят  о том, что школьники плохо  владеют знаниями о конструктивном решении конфликта и привыкли решать его ссорой, дракой. В таком  случае нужно проводить профилактику конфликтов,  а для этого учить  детей различным методам и  способам разрешения проблемных ситуаций.

В результате проведенных  исследований я считаю, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Подготовленная почва позволяет провести работу по выработке методов, способов и  средств конструктивного решения  конфликтов и тем самым снизить  уровень и степень агрессивности  и эмоциональности при решении  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопрос об управлении конфликтами  в образовательной среде вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Таким образом, управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

Для понимания специфики  конфликтов важно, прежде всего, четко  представлять противоречия, которые  присущи школе и те, что актуализируются  в младшем школьном возрасте.

Учебно-воспитательный процесс  современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.

Формирование опыта взаимоотношений  и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.

В зависимости от стратегии  поведения субъектов в конфликтной  ситуации, ее исхода конфликт может  выполнять как конструктивную, так  и деструктивную функцию.

На основании изучения и анализа научной литературы и результатов экспериментальной  работы были выявлены критерии и особенности  опыта межличностных отношений  младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. 

В основу построения модели процесса разрешения межличностных  конфликтов положены ведущие противоречия, стимулирующие возникновение конфликтов в начальной школе между: неадекватным пониманием сущности конфликта и  формированием конструктивного  отношения к нему; необходимостью и потребностью конструктивного  разрешения межличностного конфликта  и уровнем практической готовности младшего школьника к реализации данной задачи.

Учитывая сложность и  многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает  всех ее аспектов. В ходе данного  исследования был выявлен ряд  новых смежных проблем, которые  представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение  стабильности отношений субъектов  учебно-воспитательного процесса; поиск  адекватных диагностических средств  для изучения факторов, создающих  конфликтогенную среду в учебно-воспитательном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе "учитель-ученик" в аспекте педагогического конфликта.  

 

 

 

Список литературы

1. Анцупов А.Я. , Шипилов  А.И. Конфликтология: Учебник для  вузов. - М.:ЮНИТИ, 2000г.

2. Блонский П.П. Курс педагогики, изд. 2, испр., М., 1918.

3. Брофи Дж., Гуд Т Отношения учителя и ученика, 1974.

4. Громова О.И. Конфликтология, курс лекций. - М.: ЭКСМО, 2000.

        5. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград. 1986.

6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.

7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988. –300с.

8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1986.

9. Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших и средних школьников  (Гильбух) http://www.psiholognew.com/mlad016.html

10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: «Знание», 1979. - с. 48, ил.; 20 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1).

11. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Леонтьев, - 3-е изд. - М.: «Смысл», «Академия», 2005, - 365, /1/с.

12. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998, - 79./1/с.

13. Макаренко А.С. Соч., т. 4., М., 1957.

14. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.

15. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994, - 272 с.

16. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 2021. - 527

18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

19. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. - 227, /1/с. - /психолог. наука - школе.

20. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека, Киев, 1975

21. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд. 2-е. М., 1971.

22. Темина С.Ю. Конфликт школы или «школа конфликта»? (Введение в конфликтологию образования). - М., 2002

23. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77. http://www.akvt.ru/studlife/socialno-psihologicheskaya-sluzhba/kto-ya/test-abna-opredelenie-konfliktnostibb

24. Щуркова Н.Е., ред. Культура современного урока. - М.: Пед. Общество России, 2000.

25. Щуркова, Н.Е. Школа и семья: пед. альянс / Н.Е. Щуркова, М.: Пед. Общество России, 2004. - 110.

26. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М.: Пед. Общество России, 2000. - 182., /10/с.: ил. /Профессиональная культура педагога.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опросник «Мой класс» (Гильбух)

При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово  «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с  этим утверждением. Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня.»

№ п/п

Вопросы

«Да»

«Нет»

Для учителя

1

Ребятам нравится учиться  в нашем классе

да

нет

 

2

Дети в классе всегда дерутся  друг с другом

да

нет

 

3

В нашем классе каждый ученик — мой друг

да

нет

 

4

Некоторые ученики в нашем  классе несчастливы

да

нет

О

5

Некоторые дети о нашем  классе являются середнячками

да

нет

 

6

С некоторыми детьми в нашем  классе я не дружу

да

нет

О

7

Ребята нашего класса с  удовольствием ходят в школу

да

нет

 

8

Многие дети в нашем  классе любят драться

да

нет 

 

9

Все ученики в нашем  классе — друзья

да

нет

О

10

Некоторые ученики не любят  свой класс

да

нет

 

11

Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем

да

нет

 

12

Все ученики в нашем  классе хорошо относятся друг к другу

да

нет

 

13

Наш класс веселый

да

нет 

 

14

Дети в нашем классе много ссорятся

да

нет

 

15

Дети в нашем классе любят друг друга как друзья

да

нет

 

 

 

 

Приложение 2

Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

Инструкция к тесту 

«В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации»

Тест 

Ответ «А» 

Ответ «Б»

1. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса. 

Чем обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти  компромиссное решение. .

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои

3. Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого  и сохранить наши отношения

4. Я стараюсь найти  компромиссное решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого. 

Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать напряженности.

6. Я пытаюсь избежать  возникновения неприятностей для  себя

Я стараюсь добиться своего.

7. Я стараюсь отложить  решение спорного вопроса с  тем, чтобы со временем решить  его окончательно. 

Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.

8. Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и вопросы.

9. Думаю, что не всегда  стоит волноваться из-за каких-то  возникающих разногласий.

Я предпринимаю усилия, чтобы  добиться своего.

10. Я твердо стремлюсь  достичь своего.

Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  вопросы. 

 

Я стараюсь успокоить другого  и главным образом сохранить  наши отношения.

12. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. Я предлагаю среднюю  позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано  по-моему.

14. Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах.   

Я пытаюсь показать другому  логику и преимущества моих взглядов.

15. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом,  сохранить наши отношения. 

Я стараюсь сделать все  необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. Я стараюсь не задеть  чувств другого.  

Я пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

17. Обычно я настойчиво  стараюсь добиться своего.  

Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно

20. Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия.

Я стремлюсь к лучшему  сочетанию выгод и потерь для  всех.

21. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

Я всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы.

22. Я пытаюсь найти позицию,  которая находится посредине  между моей позицией и точкой  зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого. 

Иногда я представляю  возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Если позиция другого  кажется ему очень важной, я  постараюсь пойти навстречу его  желаниям. 

Я стараюсь убедить другого  прийти к компромиссу.

25. Я пытаюсь доказать  другому логику и преимущества  моих взглядов. 

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю  позицию. 

 

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

27. Я избегаю позиции,  которая может вызвать споры.

Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего. 

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю  позицию.  

Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий

30. Я стараюсь не задеть  чувств другого.

Я всегда занимаю такую  позицию в спорном вопросе, чтобы  мы с другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.

Информация о работе Конфликты в педагогической деятельности